Экологическая тропа в ДОУ
консультация

Лищук Лариса Николаевна

Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация экологической тропы в ДОУ.

Методические рекомендации.

 Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.  Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Можно выделить следующие функции экологической тропы:

• познавательная,

• оздоровительная,

• развивающая,

• ознакомительная.

Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру.

Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно:

Первый этап - подготовительный. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому. Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта). • Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута. • Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми. В целом можно обозначить основные виды работ по созданию экологи-ческой тропы.

Следующий этап - открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ.  Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия. Посещение старших дошкольников в экскурсоводы. Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе. Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать детям причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по - особенному относиться к ней,  считать своей и проявлять большой интерес к занятиям.

Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе.  

В качестве видовых точек можно выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок, прилегающий к зданию ДОУ, достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При размещение растений на территории ДОУ необходимо учитывать затененные и открытые, влажные и сухие участки. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными - это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, необходимо создать условие и для выращивания растений, подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе.

Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

1. Под березой или сосновый в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Необходимо организовать это место и пометить его на картосхеме.

2. На лужайке или клумбе теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) — это тоже объект для наблюдения детей. Один — два больших камня станут прибежищем жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли, но обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти место можно пометить на картосхеме.

4. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники; просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей все эти явления, если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых: 1. Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.) . 2. Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек. Во время походов и экскурсий по экологической тропе можно проводить и это будет эффективно различные меры.

Организация «Метеоплащадки», на экологической тропе имеет большое значение. Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.

2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.

4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.

5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.

6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.

8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.

10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.

11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.

12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.

13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.

14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще.

Березовая роща Создает условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины. Позволяет увидеть наросты на стволах деревьев, а так же травянистые растения растущие возле дома.

Болотце или озеро Создает условия для ознакомления дошкольников: с различными растениями например: влаголюбивыми, а так же растениями с разными видами стеблей и листьев; с насекомыми обитающими в толще воды. Образовательная Знакомство с правилами общения с природой.  

Дуб Создает условия для проведения наблюдений за дубом, я так же сравнительных наблюдений.

Елочки Создает условие для проведения наблюдений за ростом, и развитием растений смешанного леса.

Пень Позволяет сформировать представление, что пень - это место обитания различных насекомых и растений.

Полянка Создает условия для наблюдения за особенностями растений произрастающих на полянке, а также влияние человека на ее экологическое состояние. Знакомство с правилами общения с природой.

Рябина Создает условия для формирования бережно - действенного отношения к растениям.

Сосны Создает условия для наблюдения за хвойными деревьями. Познавательная.

Метеоплощадка с метеобудкой. Обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды служит метеоплощадка со специальным оборудованием. Перечень метеооборудования: Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую. Термометр — для измерения температуры воздуха. Анемометр — прибор для измерения скорости ветра. На метеоплощадке также находятся: Флюгер, ветряной рукав — приборы для определения на правления и силы ветра. Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер. Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом», посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время. Дождемер — служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Предсказывать погоду помогают растения и животные: • растения-барометры: • Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки. • Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз. • Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости) . • Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах. • Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки. — животные-барометры: муравьи (в экологическую тропу включен муравейник, птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.

Овощной огород. Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной, огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород                     (с лекарственными травами). На первом произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений - должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (например лук, горох, бобы, редис). Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат. Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов. Чтобы вызвать большой интерес к труду и исследованиям на огороде и решить эстетические задачи, в детском саду отказались от традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде солнышка, под которым расправила крылья бабочка (узоры на крыльях составляют овощи с листьями разной окраски, а аптекарский огород — в форме гусеницы. Из лекарственных ноготков и бархатцев получилось яркое, оранжевое солнышко, а из грядок клубники и декоративной капусты — тучи. Забавны и красочны грядки в виде фигур различных животных, цветика – семицветика. На сюжетном огороде старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салаты) ; пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, ки пряно-вкусовые (петрушка, сельдерей, кинза, базилик, мята, тмин, любисток и др.) ; луковые (шнитт - лук, лук репчатый, лук - батун, чеснок) ; капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби и др.) ; корнеплоды (свекла, репа, морковь, редис и др.) ; бобовые (фасоль, бобы, горох и др.) . На участке поля высеваются рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза. Красивы и интересны для наблюдений посевы льна.

Аптекарский огород создан для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Здесь растут мята перечная, календула лекарственная, радиола розовая, девясил большой, расторопша пятнистая, эхинацея пурпурная, тысячелистник обыкновенный, репешок аптечный, подорожник большой, манжетка обыкновенная, душица, мать-и-мачеха, хрен обыкновенный, Дети младшего возраста наблюдают за растениями с крупными листьями и цветками (календулой, девясилом, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах. Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.) . В старшем, возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....