Консультация:"Творческое развитие детей дошкольного возраста через музыкальную игру»
материал

Методическая консультация была разработана для музыкальных руководителей детских садов. Выявление творческих способностей детей через музыкальную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx25.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской методический кабинет

Заседание секции ГМО музыкальных руководитель

Тема:  «Музыкальная игра - средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация: «Творческое развитие детей дошкольного возраста через музыкальную игру»

                                                                      Выполнила:

 Левенок Елена Анатольевна,

                                                                                               музыкальный руководитель

                                                                                         МБДОУ детский сад №3

                                                                 «Фонарик»

г. Саяногорск, 2022

Рассмотрим определение понятия «творческие способности». На сегодняшний день педагогика и образовательная практика владеет широким спектром средств и методологий, направленных на развитие творческих способностей.

Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [2].

Однако, в течение жизни большое количество людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», под которым он подразумевает официальное образование [1].

 А. В. Кенеман, определяя сущность музыкальной игры, говорила о необходимости связи игровой деятельности с самой музыкой, которая является источником творческих способностей детей. Игра, подчеркивает А. В. Кенеман, — это деятельность ребенка, которая «представляет собой выполнение ребенком определенных музыкальных заданий, направленных на развитие его восприятия, музыкальных способностей и совершенствование движений[3]. Она помогает воспитывать художественные вкусы, и средствами искусства формировать творческие способности. Автор подчеркивает, что образы, которые создает ребенок в процессе игры, возникают на основе эмоционально-осознанного восприятия музыкальных произведений и тесно переплетаются с художественным содержанием музыки.

Развивающие возможности игры как ведущей деятельности ребенка заключаются в творческой интерпретации детьми определенного сюжета или выполнения различных игровых действий в соответствии с музыкой.

Подчеркивая развивающий характер музыкальных игр, А. В. Кенеман выделяет следующие принципы музыкально-игровой деятельности:

— варьирование музыкальных игр, которое позволяет творчески воплощать игру в новых сюжетных линиях;

— всестороннее восприятие ребенком музыки, которое ориентирует на взаимосвязь способов познания музыкальных образов (синтез слуховых, двигательных, зрительных ощущений, опосредованных процессами мышления и вызывающих осознанное отношение к музыкальному материалу);

— активизация чувств, воображения, мышления ребенка, которые создают условия для проявления творчества.

Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок  не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Для того, чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, необходимо наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового, а также в играх на развитии фантазии. В играх на развитии фантазии ребенок может в своем воображении нарисовать самые разные образы, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, выдумки.

Например, игра с воображаемым воздушным шариком:

Цель: развивать фантазию, выдумку, пластику и грацию, силу выдоха.

 Ход игры: педагог предлагает детям поиграть с воображаемыми воздушными шарами. Сначала дети надувают воображаемый воздушный шар. Далее звучит любая музыка по выбору педагога, воспитанники начинают игры и движения с воображаемым предметом. По окончанию музыки игра прекращается.

В речевых и театрализованных играх педагог представляет свободу для проявления творчества детям, им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для выразительной передачи того или иного образа, дети самостоятельно учатся сравнивать, анализировать и подбирать.

Игра «В сказку нас ведет дорога»

Цель: уметь соотносить движения с текстом, развивать фантазию.

В сказку нас ведет дорога.

Эй, ребята, не зевать!

Сказочница что напомнит, то и будем выполнять.

Как из моря выходили тридцать три богатыря… (Дети придумывают движения).

Как скакал Иван-царевич три ночи и три дня…

Как Белоснежка танцевала с гномами в саду…

Как Кощей все чах над златом в сказочном лесу…

Как мышка хвостиком разбила ценное яйцо…

Как Буратино проткнул носом в каморке полотно…

Как съела Колобка хитрющая лиса…

Варила в котелке снадобье Яга…         

Как Золушка спешила поскорей домой…

Как летал Змей Горыныч темною порой…

Как девица любовалась аленьким цветком…

Как ловил волк глупый рыбу в проруби хвостом… Как рыдала Несмеяна, затопив дворец… Как считал на небе звезды сказочный мудрец…

Игра «Слоненок»

Цель: учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.

Описание: дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.

Рано утром слон проснулся,

Сразу в воду окунулся

И плескался, отдувался,

На песочке кувыркался.

Хвостик, уши обливал, и на солнце загорал,

Подремал, часок поспал

И к слонятам побежал.

Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку. При этом, одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая — сочиняет рассказ, описывая образные движения.

Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Игра «У Маланьи» Р.н.м.

Цель игры: развивать творческие способности и координацию движений.

         Ход игры: дети идут по кругу.

У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке.

Семь сыновей да семь дочерей. (Останавливаются, дальше придумывают движения, соответственно тексту)

Вот с такими вот ушами.

 Вот с такими вот бровями.

 Вот с такой бородой,

 Вот с такой головой.

 Ничего не ели, целый день сидели,

 На неё глядели

 И делали вот так:

(Взрослый указывает на любого ребенка, и он выполняет любое танцевальное движение, а все остальные за ним повторяют).

Затем игра продолжается.

Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов. Музыкальные игры способствуют решению важной задачи — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, в ходе которой ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического восприятия.

 Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьес. Инсценировка песен связана с их содержанием. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

В игре у детей возникает три цели:

1. Удовольствие от игры - «Хочу».

2. Выполнять правила игры - «Надо».

3. Творческое выполнение игровой задачи - «Могу».

Таким образом, складывается основной механизм игры: «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

 1.Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса(высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

 - формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

 - укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костномышечного аппарата;

-развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

         - развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

-развитие быстроты двигательной реакции.

3.Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

-формирование умственных умений и действий.

4.Воспитательные:

-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

-эстетическое отношение к окружающему;

-развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.Развивающие:

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действию;

-саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:

 -статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);

-игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

 -речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);

 -ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого настроения с помощью двигательных упражнений под музыку);

 - игры – загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);

 -игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);

 -игры-песни (развивают функции голосообразования и свойство голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

-игры-шутки (активизирут слуховое восприятие, формирую фонетических слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

-артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:

-увлеченность музыкально-игровой деятельностью;

-степень осознания творческого замысла;

 -инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;

-оригинальность в воплощении творческого замысла в выборе средств его  воплощения;

-адекватность творческих проявлений характеру музыкальноигрового образа;

-умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;

-степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, динамичность  развития музыкального  образа, его привлекательность для ребёнка. Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность).

Таким образом,  игра — прекрасная форма деятельности, которая развивает и чувство ритма, пение, музыкальный слух, творческие способности и  способствует эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций у детей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Крутецкий, В.Н. Психология [Текст] /В.Н Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986 г. –203 с.
  2. Теплов, Б.М. Способности и одаренности [Текст] / Б.М. Теплов. –М.: Просвещение. – 1984. – 243с.
  3.  Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

Развитие творческих способностей детей дошкольного возрастачерез театрализованные игры (статья)...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

Проект, раскрывающий особенности творческого развития детей через театрализованные игры....

Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры"

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для д...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»          Игра – ведущ...

Семинар-практикум для воспитателей " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкальные игры"

Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры.Для достижения це...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкальные сюжетно ролевые игры

Консультация для родителей о том как музыкальные сюжетно-ролевые игры влияют на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста...