Технология ТРИЗ Системный оператор
учебно-методический материал

Методд помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_sistemnyy_operator.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1579

Воспитатель Харитонова Е.В.

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

Метод - Системный анализ (системный оператор)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

  • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
  • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран», для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду. Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. Использованный метод "Системный оператор" поможет воспитателю научить детей мыслить системно, , анализировать, делать выводы и поддержать интерес к познанию окружающего мира. В процессе НОД большое внимание уделяется и речевому развитию детей.

Конспект НОД

Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко »с применением технологии ТРИЗ «Системный оператор»

Цель: развивать системное мышление.

Задачи:

1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора.

- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;

- совершенствовать умение произносить сложные по слоговой структуре слова;

2. Развивающая задачи:

- развивать логическое мышление, зрительное внимание;

- способствовать развитию воображения дошкольников.

- обогащать активный словарь всеми частями речи.

3. Воспитательные задачи:

воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к научным знаниям;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Материал к занятию: волшебный экран, мультимедио, муляж яблока, игрушка Незнайки.

1. Организационный момент:

. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Здравствуй – утро,

Здравствуй – день,

Нам здороваться не лень.

Воспитатель обращает внимание детей на посторонний звук, выходит за дверь и вносит игрушку Незнайки.

Воспитатель. Незнайка, что случилось?

Незнайка: - Ой, ой, как мне больно.

Воспитатель: - Что случилось? Ты упал, поранился?

Незнайка: - Я торопился к вам в гости, по дороге увидел яблоневый сад, сорвал яблоко и съел, а вот теперь у меня очень болит живот. Ой, я даже и не знал, что яблоки такие вредные. Я больше ни когда не буду есть эти противные фрукты.

Воспитатель: Ребята, а вы согласны с Незнайкой? И как вы думаете, что на самом деле с ним произошло?

Докажите Незнайке, что это не так. А ты, Незнайка, садись поудобнее, мы сейчас включим волшебный телевизор.

2. Основная часть НОД.

Включается экран монитора – системанастоящее время.

Воспитатель: - Ребята, что вы видите на экране?

Дети: Яблоко

Воспитатель: Незнайка назвал два определения яблока: вредное и противное, вы согласны с ним. (нет). Давайте дадим яблоку свои определения.

Дети: полезное, спелое, зеленое, сочное, съедобное, ароматное, витаминное, круглое, румяное, может быть гнилое…

Воспитатель: А на что похоже яблоко?

Дети: похоже на шарик, большую ягодку и т.д.

-Воспитатель: Назовите яблоко ласково (яблоко -яблочко).

- А если у вас выросло огромное яблоко?

Дети: Яблочище..

Воспитатель: Незнайке яблоко не понравилось, а вы что можете плохого найти в яблоке.

Дети: если не помыть или съесть много – живот заболит и т.д.

Воспитатель. Ребята, что же получается, что Незнайка прав, вот сколько у яблока плохих свойств (Нет).

Воспитатель. Вы не согласны, ну тогда давайте расскажем Незнайке , что вы знаете хорошего о яблоке (вкусное, полезное, красивое, содержит витамины, можно самим выращивать, можно хранить и т.д.)

(открывается экран – подсистеманастоящее время)

Воспитатель. Как вы думаете, что может быть внутри яблока? (ответ).

Воспитатель. А как это можно проверить? (разрезать).

Воспитатель. Незнайка, что ты видишь? ( кожура, мякоть, ядро, плодоножка )

Незнайка. А еще я вижу какие-то семечки.

Воспитатель: - Из этого крошечного семечка, может вырасти большая яблонька. Давайте посмотрим, как это происходит. Когда семечко попадает во влажную, теплую землю зернышко оно прорастает- появляется первый зеленый росток.

(показываю на мониторе (экране)

Воспитатель. Ребята, а что еще нужно для того, чтобы росточек рос?

Дети: Солнце, тепло и вода

Воспитатель. Кто сможет рассказать Незнайке и показать на экране последовательность роста яблоньки от семечки до дерева? (ответы детей)

Воспитатель: много лет нужно для того, чтобы выросло дерево. А когда дерево достаточно вырастит, на нем появятся цветы

(экран – надсистеманастоящее время)

Незнайка: - спасибо, ребята, я все понял, я возьму семечко и посажу его в горшок с землей, буду поливать, поставлю к свету на окно и буду урожай ждать.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, у Незнайки получится вырастить яблоню?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему? (ответы детей) Расскажите Незнайке, где растет яблоня?

Дети: Яблоню нужно выращивать в саду, в питомнике

Воспитатель: А теперь, Незнайка, запоминай трудные слова: яблоня светолюбивое, влаголюбивое, фруктовое дерево.

Воспитатель: Давайте объясним Незнайке значение этих сложных слов.

Воспитатель: А теперь расскажите ему, что может навредить нашей яблоне?(ураганный ветер, насекомые вредители, засуха)

Дети А как же можно помочь яблоне?

Дети Поставить палочки, подвязать ветку.

Незнайка: - А где созревают новые яблоки? На земле или на ветке?

(ответы детей)

- У каких фруктовых деревьев плоды созревают тоже в ветках?(проводится Игра «Мои друзья» )

(открывается экран – система и надсистемапрошлое время)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю Незнайке вместе с нами сыграть игру «Чем было яблоко?»

Дети: семечкой, цветочком.

Воспитатель : - А когда можно увидеть, что яблонька цветет? (весной)

(экран – подсистемапрошлое время)

Воспитатель: Цветущая яблонька стоит как будто укрыто нежным розовым покрывалом. А как вы думаете, кто может укрыться лепестком цветка яблони?

Дети: Дюймовочка, муравей, мальчик-с-пальчик, бабочка, божья коровка и т.д.

Конспект НОД (подготовительная группа)

Яяблони, что вы чувствуете? Вам нравятся эти цветы? Понюхайте их, похвалите их.

Дети: Ах, какие красивые цветы: ароматные, душистые, нежные, пахучие, бело-розовые, прелестные…

Воспитатель:Ребята, вы уже очень много рассказали Незнайке о яблоках. А чтобы он все запомнил, давайте пригласим его в игру и все повторим.

Упражнение на координацию речи с движением:

«Яблоня»

Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька»)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

(дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька» отрицательно качает головой)

Куда они пропали?

(разводят руками, пожимают плечами)

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

(загибают по одному пальцу на правой руке)

Дети оборвали!

Урожай у нас не плох.

Воспитатель: Урожай собрали большой, а что же с ним делать?

Дети: Есть, консервировать, сушить, варить варенье.

Воспитатель: Как можно сохранить яблоки, чтобы они не сгнили? (высушить, сухофрукты)

(экран – система, подсистема, надсистемабудущее время)

Воспитатель: Вы видели, как продают яблоки в баночках. Как называется такие яблоки?

Дети: Консервированные( компот), варенье, джем.

Воспитатель: Представьте, что мы собрались консервировать яблоки, варить варенье Что для этого нужно?

Дети: сахар. вода, банки, крышки.

Воспитатель: Где нужно хранить консервированные яблоки, варенье, джемы?

Дети: В холодильнике, кладовке, погребе.

Воспитатель А где сушеные яблоки (сухофрукты)?

Дети В мешке, кладовке.

3. Заключительная часть НОД

Воспитатель приглашает сделать из фруктов «Фруктовое канапе» и угостить Незнайку. Для канапе режим фрукты крупными кусочками, нанизываем их на шпажки.

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданиями. Я хочу вам пожелать, чтобы вы ели яблоки всегда, угощали ими своих друзей и родных. И были здоровы.

Незнайка. Спасибо вам ребята, я теперь знаю, что яблоко- удивительный фрукт.

Рефлексия. Ребята, если вы считаете, что у нас все получилось и мы убедили Незнайку, что яблоко удивительный фрукт, улыбнитесь, а если нет сделайте грустное лицо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»

Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в занятиях с дошкольниками

(2 слайд)В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления  детей приобретает особую актуальность.Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколе...