Технология ТРИЗ "Системный оператор" Конспект НОД "Родной свой край-люби и знай"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Занятие с ТРИЗ "Системный оператор" о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no6_rodnoy_svoy_kray_-_lyubi_i_znay_operator.docx195.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности №6

Тема: «Родной свой край – люби и знай»

Триз – технология. Системный оператор

Задачи:

Образовательная: Формировать представления о родном крае, как о части России. Закреплять знания детей о взаимосвязях жизни растений и животных тайги.

Развивающая: Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта, его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение. Развивать связную речь, логическое мышление, умение обосновывать свой ответ.

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе родного края, желание оказывать посильную помощь в её сохранении, чувства гордости за уникальность природы родного Прибайкалья.

Предварительная работа: знакомство с растениями и животными тайги, с картой Прибайкалья, дидактическая игра «Чьи шишки?», чтение рассказов из серии «Сказки и были о лесных жителях» С.Устинова, презентация «Растения тайги», знакомство с «Красной книгой Иркутской области».

Материалы: силуэты животных, птиц, клей, шишки в корзинке, Мультимедийное оборудование, мольберт, картинки - схемы для игры Триз в конвертах, Карта России, модель «Тайга» круги Эйлера, флажок г. Иркутска, 2 рюкзака с атрибутами, фломастеры, заготовки для рисования знаков, письмо, конверт.

1.Организационный момент.

Приглашаю детей, показываю письмо.

- Ребята сегодня утром принесли письмо от Незнайки. Он пишет, «что отдыхал в деревне на Байкале и заблудился в лесу. Считает, что лес никому не нужен. Он только мешает строить ровные дороги, смотреть вдаль и видеть другие города. А животные и птицы обойдутся и без леса. Надо все деревья вырубить, тогда никто не заблудится».

- Прав ли Незнайка, что наш сибирский лес не нужен? Как же это выяснить?  (Ответы детей) Отправимся в путешествие и выясним, нужен ли лес в Сибири?  (Сели)

2. - Чтобы отправиться, предлагаю на карте найти наш край и отметить его флажком Иркутска. (Работа с картой России).

1. Как называется наша страна? Россия.

2. Как называется наш город? Иркутск.

3. Как называется наш край?  Прибайкалье. (Ставим флажок г. Иркутска).

4. Чем богат наш край? (Ответы детей)

Неповторимой природой – огромной тайгой, лесными животными, чистым озером Байкал и его обитателями. Мы гордимся нашим краем. Наш иркутский писатель В. Распутин говорил «Красота природы помогает человеку стать добрее, а доброта человека помогает природе стать красивее».

- Решим, как будем, путешествовать? (Ответы детей). Идём в поход пешком, берём рюкзаки с необходимыми вещами. Тогда в путь!

Идем под запись песни: «На лесной тропинке» Слова Л. Дымовой

Иду лесной тропинкой

По солнечной стране.                               Идём по кругу

Зеленою косынкой

Берёзка машет мне.                                   Машем рукой

Я слышу песни ветра

И звонкий птичий гам.

Скворцы поют куплеты

В такт моим шагам.

Раз-два-три, Раз-два-три,                Маршируем на месте в кругу

Раз-два-три-четыре-пять,

Под музыку лесную весело шагать!

(Дети садятся на стульчики).

3. - Садимся на полянку и продолжим работу в командах, 1 ряд – одна команда, 2 ряд – вторая команда.

- Ребята, Такие круги называются кругами Эйлера, по имени немецкого математикаиспользуя круги, представим тайгу, наклеим деревья. (На доске модель с кругами Эйлера «Тайга», в конвертах у детей деревья).

- В один круг  только - хвойные. Во второй только - лиственные. Что мы видим в пересечении кругов? Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей. В тайге растут и лиственные и хвойные деревья).

- Назовите их? (Ответы детей). Молодцы!

- Вспомните, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей).

Деревья, очищают и увлажняют воздух, которым мы дышим. Можно любоваться красотой природы. Птицы строят на деревьях гнёзда и выводят птенцов, в лесах водится множество насекомых, которыми питаются птицы, многие живут под корой, животные роют норы. Из древесины люди строят дома, делают мебель. Поэтому леса на земле очень важны.

4.- Ребята, давайте рассмотрим жизнь одного из растений в прошлом, настоящем и будущем времени. А какое это будет растение, вы узнаете, отгадав загадку:

И девчонки, и мальчишки,

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр,

Богатырь – сибирский … (Кедр)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Растение леса, парка

Растёт в лесу, парке

---

Саженец,

Кедр

пень

Орешек – семечко, росточек корни, низкий ствол, ветки листья-иголочки светло-зелёные

Много лет растёт, корни, высокий толстый ствол. Пушистые ветви с длинной хвоей, плоды-шишки, приносит пользу: звери, птицы, насекомые, люди.

Леса – лёгкие Земли.

Через много лет: корни, сухой ствол

Вывод.- Так, по-своему каждое дерево приносит пользу, а вместе дают жизнь всему живому на земле. Чтобы вырасти, дереву требуется много лет. Если деревья губить и не посадить новые, то вскоре их не останется.

- Давайте прогуляемся по тайге и узнаем, для кого важен лес.

Физминутка. 

«Здравствуй лес, зелёный лес»

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Дружно по лесу шагаем

и медведя мы встречаем

Дальше по лесу шагаем

И зайчонка мы встречаем.

Раз присядка, два присядка

Это зайкина зарядка.

Впереди, из – за куста, смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим на носочках пробежим.

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.

5. Ребята рассмотрим с вами жизнь одного из животных в прошлом, настоящем и будущем времени.

Прошлое

Настоящее

Будущее

Житель леса,

Лесной житель,

Лесной житель,

Медвежонок,

медведь

медведь

Родился, живёт с мамой в берлоге под деревом в лесу, маленький, несмышленый, учится охотиться. Маленького размера, лапки, ушки, слепой.

Большое мохнатое туловище, когти, питание насекомыми, мелкими животными. Хищник.

В лесу. Старый. Учит внуков.

Запретить охоту.

– Какие ещё животные живут в тайге? Ребята, поселим животных в тайгу.

Такие круги называются кругами Эйлера, по имени немецкого математикаЗадание «Наклей животное и назови». (На столе разные животные, дети по выбору наклеивают животных в круги, и по очереди называют во множественном числе).

- Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей).

Вывод.- Для животных, птиц, насекомых – лес родной дом. Они строят себе жилища, роют норы, строят гнёзда, выводят потомство. Так продолжается жизнь на земле. Птицы и животные помогают деревьям распространяться. Многие делают заготовки семян, орехов, и если они остались в земле, то вырастают новые деревья.

6. - Ребята кто-то оставил корзину шишек. Посмотрите, чьи же это шишки?

Игра «Чьи шишки?»

Цель: закрепить правильное произношение названия шишек. Упражнять в классификации, правильно распределить шишки к деревьям. ИКТ

Шишка ели - еловая,

сосны - сосновая,

кедра - кедровая,

лиственницы - лиственничная,

пихты - пихтовая.

6 – А ведь растения и их плоды оказывают неоценимую помощь в оздоровлении организма человека. Например, массаж. И мы с вами сейчас в этом убедимся. Возьмите в руки сосновую шишку. Игра.

Эта шишка не простая,

Ой! колючая какая.

По руке катается,

подругой катается.

По ноге катается,

подругой катается.

По спине катается,

подругой катается.

Прыг – скок в кузовок,

на бочок и молчок.

Подкинуть и поймать

Покатать по руке

По второй

Покатать по ноге

По второй

По спине товарищу

Другому

Подкинуть – поймать

Закрыть в ладонях

Такие круги называются кругами Эйлера, по имени немецкого математика

7.- Если мы внимательно посмотрим на эти заполненные круги, то увидим, что всё в природе взаимосвязано. Что произойдет, если одно звено выпадет?  (Ответы)

Вывод: Если не будет леса, то всё живое погибнет.

- Как же сделать, чтобы люди не уничтожили природу? Как сохранить наш сибирский лес, его красоту? (Создать заповедники, ставить запрещающие знаки об охране лесов, разучивать правила поведения на природе).

- Какие правила вы бы предложили? (Ответы детей)

- Давайте возьмём кружочки и фломастеры из наших рюкзаков, и нарисуем запрещающие знаки к правилам «Как вести себя на природе».

http://festival.1september.ru/articles/579616/img3.jpg

8. Итог. Садимся в круг на ковёр.

- Что мы можем ответить Незнайке? (Ответы детей)

- Будем любить, и охранять природу родного края. Прибайкалье – является малой частью большой нашей страны – России. Значит и природа нашего края принадлежит России. Чем больше мы любим и заботимся о природе родного края, тем крепче и сильнее наша Родина - Россия

- И отправить ему знаки об охране природы.

Складываем в конверт знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

«Система патриотического воспитания в образовательной организации: содержание и формы деятельности, методики и технологии» Номинация: «Родной свой край люби и знай!» Тема: «Мой город – моя семья»

Пояснительная записка В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....