Формирование внутрипсихических границ у участников воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
статья

Шмелева Ирина Васильевна

В последнее время тема границ становится все более актуальной как в мировом масштабе (особенно в свете последних событий в мире), так и в масштабе личности. В процессе воспитания важно научить ребенка чувствовать свои границы и научиться их устанавливать, а также научиться не нарушать границы другого человека. Однако, прежде чем научить этому ребенка, взрослый сам должен понимать, где проходят его собственные границы и начинаются границы другого человека. Если с границами собственного и чужого пространства у людей будет порядок, то можно надеяться, что и страны научатся уважать свои и чужие границы. Данная публикация-это мой личный и профессиональный вклад (как педагога-психолога) в формирование понятия «границы личности». И очень важно начать формировать границы с самого детства.

      Итак, что же такое границы? «Граница – линия, ограничивающая пределы чьей – либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении, за что он несет ответственность (имеется в виду его чувства, поступки и взгляды). Ребёнок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научиться жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложиться удачно. А вот если в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он несет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность) у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Расплывчатое представление о допустимых границах приведет к тому, что такой человек станет требовать полного подчинения себе окружающих, и совершенно не будет контролировать себя. Дети как раз и являются такими людьми не способными контролировать себя и пытающимися подчинить себе окружающих» (Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы …», М. - 2001).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование внутрипсихических границ у педагогов и родителей  в дошкольном учреждении с помощью арт-терапевтической методики «Мои границы».  Рекомендации по формированию  границ у детей дошкольного возраста.

В последнее время тема границ становится все более актуальной как в мировом масштабе (особенно в свете последних событий в мире), так и в масштабе личности. В процессе воспитания важно научить ребенка чувствовать свои границы и научиться их устанавливать, а также научиться не нарушать границы другого человека. Однако, прежде чем научить этому ребенка, взрослый сам должен понимать, где проходят его собственные границы и начинаются границы другого человека. Если с границами собственного и чужого пространства у людей будет порядок, то можно надеяться, что и страны научатся уважать свои и чужие границы. Данная публикация-это мой личный и профессиональный вклад (как педагога-психолога) в формирование понятия «границы личности». И очень важно начать формировать границы с самого детства.

      Итак, что же такое границы? «Граница – линия, ограничивающая пределы чьей – либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении, за что он несет ответственность (имеется в виду его чувства, поступки и взгляды). Ребёнок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научиться жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложиться удачно. А вот если в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он несет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность) у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. Расплывчатое представление о допустимых границах приведет к тому, что такой человек станет требовать полного подчинения себе окружающих, и совершенно не будет контролировать себя. Дети как раз и являются такими людьми не способными контролировать себя и пытающимися подчинить себе окружающих» (Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы …», М. - 2001).

В данной публикации представлена практическая арт-терапевтическая методика для педагогов и родителей «Мои границы»

Границы, хотя и ассоциируются с забором или преградой, в психике могут быть могут быть самыми различными: гибкими, проницаемыми, жесткими и мягкими.

С каждым человеком и в каждой социальной роли они будут отличаться. Поэтому перед началом задания сформулируйте свой запрос на эту тему. Какие границы, с кем и где вы хотите поисследовать?

Материалы: 2 листа бумаги А4 или А3, цветные карандаши или масляная пастель, можно краски.

Изобразите свои границы в контексте вашего запроса

Какой образ у вас получился?

Опишите, какими качествами он обладает?

Каков ваш контакт с миром и другими людьми при таких границах?

От чего эти границы оберегают вас?

Как они позволяют вам проявляться в общении, а что запрещают?

Комфортно ли вам в таких границах?

Представьте человека с такими границами: как его воспринимают другие?

Что можно в отношениях с ним, а что нельзя?

Если вы осознали, что хотите изменить свое ощущение границ, создайте новый рисунок или доработайте этот, чтобы ваши границы удовлетворяли вас и помогали достигать тех целей, которые у вас есть.



В каком возрасте лучше начинать формировать границы? Чем раньше, тем лучше! В возрасте 3-4 лет дети уже способны понимать, что можно делать, а чего нельзя. Ребенок 5-7 лет вполне способен нести свою ношу ответственности – спрашивать разрешения взрослых, прибирать свои игрушки и вещи.


Рекомендации по формированию границ у детей:

  1. Составьте список правил поведения, которые должен соблюдать ребенок. Обсудите его с супругом, чтобы избежать ситуации возникновения «двойных стандартов». Поговорите с ребёнком, объясните ему, что теперь в вашей семье существуют правила, за несоблюдение которых будет следовать наказание и что у него есть свободный выбор, соблюдать правила и пользоваться всем тем, что ему дорого – компьютер, телевизор, прогулки с друзьями, или нести ответственность за свое неблаговидное поведение и испытывать лишения.
  2. Научитесь говорить «нет»! Слово «нет» - один из основных способов установления границ. Научитесь отказывать своему ребенку. Это необходимо, т.к. не все то, чего желает ребенок для него действительно необходимо и полезно. К тому же, таким образом, ребенок сможет осознать, что не все в жизни можно получить, щелкнув пальцами, порой необходимо потрудиться для того, чтобы получить желаемое. И наконец, это научит ребенка считаться с желаниями и потребностями других людей.
  3. В воспитании ребёнка используйте принцип ощутимых последствий. Уговоры, призывы к совести и угрозы, которые так и остаются угрозами – неэффективные способы коррекции поведения ребёнка. Изменения возможны лишь в том случае, если ребёнок столкнулся с ощутимыми последствиями за свое плохое поведение – лишение прогулки, обещанного подарка, долгожданной поездки в гости. Когда ребёнок лишается чего-то для него значимого, это причиняет ему страдание. Но при этом он начинает понимать, что ответственность за свои поступки никто не отменял и по счетам необходимо платить.
  4. Не поддавайтесь на провокации и держите свое слово! Если ребёнок за нарушение правил был лишен на неделю прогулок, то не в коем случае не сокращайте срок наказания! Ребёнок может бунтовать против ограничения или же начать демонстрировать примерное поведение, показывая, что он уже исправился и наказание можно отменить. Всё это попытки настоять на своем и в очередной раз избежать последствий. Дайте понять ребенку, что вы его любите и понимаете, что ему очень хочется погулять с друзьями, но наказание не будет отменено.
  5. Не допускайте того, чтобы наказание для ребёнка становилось наказанием для всей семьи. Если, например, из-за позднего возвращения домой вы запретили ребёнку идти в выходной день в зоопарк, то это вовсе не значит, что теперь вся семья лишена возможности хорошо провести время   в зоопарке. Скажите ребёнку о том, что вам очень жаль, что он не сможет пойти вместе с вами, т.к. на этой недели он неоднократно возвращался домой позже оговоренного времени.
  6. Поощряйте ребёнка за его конструктивное поведение. Говорите ему о том, как для вас это значимо. Если вы пообещали вознаградить ребёнка новым диском с мультиками, или сладостями за его примерное поведение, то помните об этом и держите свое слово.
  7. Формирование границ – это серьезное испытание как для вас, так и для вашего ребенка. Говорите ему о своей любви, поддерживайте его. Ведь пытаясь сформировать у ребенка границы, родитель действует из любви, проявляет заботу о благополучном будущем своего чада.

8.Укрепляйте свои границы! Отсутствие границ у вашего ребёнка показатель того, что ваши собственные границы недостаточно крепки. Ответьте себе честно на следующие вопросы: 1. Часто ли вы отодвигаете свои интересы и потребности на второе место после интересов и потребностей детей?; 2. В круговороте многочисленных дел и хлопот есть ли у вас немного личного времени, которое принадлежит только вам и на которое не посягают члены вашей семьи?; 3. Испытываете ли вы чувство вины, когда делаете что-то только для себя – отправляетесь на отдых с подругами, покупаете дорогую вещь и т.п. Помните о том, что самый важный пример для детей – это его родители! Взрослые, которые могут позаботиться о себе, способные жить интересной и насыщенной жизнью – лучший образец для подражания! Если же ребенок привыкает к тому, что родители все время стараются удовлетворить все его прихоти, отодвигая свои интересы на второй план, то у него невольно складывается представление о том, что весь мир крутится вокруг него. Подобное заблуждение опасно тем, что из такого малыша может вырасти эгоистичный безответственный взрослый.

И в заключении … Как уже говорилось выше, формирование границ процесс длительный и трудоемкий! Однако поверьте, это того стоит! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьей по формированию навыков ЗОЖ у участников воспитательно-образовательного процесса.

Консультация для педагогов, работа которых направлена на оздоровление детей. В этой статье приведены основные положения определяющие направление работы с семьей, алгоритм совместных мероприятий с роди...

"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"

    «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Статья.Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении....

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...