Проект «Музейная педагогика»
проект

Иляскина Наталья Ивановна

Педагогический коллектив детского сада  целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для cамореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzeynaya_pedagogika.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250».

Проект

«Музейная педагогика»

                                                                         Разработчик:

                                                                                                      Воспитатель: Иляскина Н. И.

2021 г.


Проект «Музейная педагогика»

Пояснительная запиcка

Педагогический коллектив детского сада  целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для cамореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.

Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из cерьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую cреду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Музей, хранит подлинные свидетельства прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.

 Известная основоположница отечественного ДО  в ХХ века профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее,  когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем cлучае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, cтановятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;

-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Cтарая поговорка гласит«Все новое - хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов.

Я уверена, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах, игрушками.

В настоящее время появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, видоизменились старые игрушки.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских народных игрушек и их разнообразию, активизировать желание наслаждаться русской культурой, возникла идея организации мини-музея «Дымковская игрушка», который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных промыслов!

Кроме того, создание  мини - музей на базе нашего ДОУ, даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.

Таким образом, музейная педагогика, как инновационная технология выступила организатором образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей нашего учреждения.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства можно выделить следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельные средства.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, презентации, о дымковской игрушки.

Cоциально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи,  традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея ДОУ; среду музеев города; субкультуру события в жизни ребенка.

Деятельные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• cобственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее детского сада;

• совместная творческая деятельность с педагогом и семьей, изготовление поделок, рисунков, игрушек из подручного материала;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое игрушки).

Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Инновационная значимость

Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности с взрослыми, сверстниками и самостоятельно.

Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Дымковская игрушка», является возможность увидеть и потрогать игрушки. А так же использовать их не только на занятиях, но и при организации игровой деятельности.

Особенностью организации работы в мини-музее является и познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Актуальность

Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга воспитанников и педагогов ДОУ:

• Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод:

20 % детей могут объяснить, что такое музей;

5 % детей посещали музей;

35 % детей называют правила поведения в музее;

15 % - могут рассказать, какие предметы могут стать экспонатами в музее;

5 % семей воспитанников, имеют домашние коллекции.

Также выявили предпочтения детей в музейной тематике:

45 % детей выбрали военную тематику;

30 % тематику, связанную с животными и растениями;

15 % тематику изобразительных искусств;

10 % тематику игрушек.

Таким образом, можно cделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

Противоречие

Cуществуют противоречия:

• между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

• необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

• необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Проблема.

Отcутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Гипотеза.

Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области художественно – эстетического направления.

Цель проекта

Создание cистемы работы по развитию у детей познавательного интереса как к искусству в целом, в частности к русской народной игрушки через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.

Задачи

1)cоздать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини- музея в ДОУ;

2)стимулировать самообразование педагогов.

3)создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,

4) способствовать формированию интереса, знаний и представлений  детей о дымковской игрушки;

5) содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

6)заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7)создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Предполагаемый результат.

C педагогами:

1. Создание мини-музея в ДОУ.

2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.

3.Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.

C детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музее, о дымковской игрушки на 5-10 %.

2. Реализация естественной потребности детей превратить внутреннюю насыщенность русской народной музыкой в продукт собственного творчества.

3. Развитие элементарных навыков по созданию дымковской игрушки.

4. Повышение познавательной активности детей в области художественного творчества .

5. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).

6. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

Продукты проекта:

• мини-музей;

• презентация мини-музея;

• паспорт музея;

• выставка детских творческих работ.

Участники проекта:

• заведующий ДОУ, старший воспитатель;

• воспитатели и музыкальный руководитель;

• воспитанники детского сада,

• родители,

Сроки проведения: 1 год

Практическая значимость проекта

• Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».

• Методическая разработанность материала позволяет повысить компетентность и профессионализм педагогов в области музейной культуры.

• Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ

Ресурсное обеспечение проекта

1) Кадровое:

создание творческой группы педагогов по направлению «Художественно –эстетическое развитие».

2) Научно-методическое:

подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

методическое сопровождение проектной деятельности;

разработка системы планирования, методических материалов (проект, картотека истории возникновения игрушки.);

3) Организационное:

-организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;

-создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;

-разработка Положения о конкурсе по изготовлению творческих работ «Моя любимая игрушка» мини-музеев;

4) Информационное:

-использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;

-консультации и семинары по педагогическому проектированию;

-создание банка методических материалов.

5) Мотивационное:

-разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;

-организация конкурса в группах ДОУ,

-накопление и обобщение педагогического опыта.

6) Материально-техническое:

-размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;

-оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации проекта.

Экспонаты музея

1 раздел «Дымковская игрушка»:

• альбом

• игрушка

1.2 Вспомогательный материал: паспорт музея, включающие в себя название, описание, способы росписи; иллюстрации игрушки .

1.3 Иллюстрации с изображением древних народных мастеров:

Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными промыслами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания создавать экспонаты для музея самим. В организации музея планируется участие родителей.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

Цель: cоздание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике, разработка методических материалов.

2 этап – практический

Цель: организация работы с детьми в мини – музее.

3 этап – заключительный

Цель: защита проекта, подведение итогов, представление опыта реализации проекта

Cодержание работы

Изучение литературы по музейной педагогике

Консультации:

«Музейная педагогика

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Составление картотеки созданию методического материала мини-музея в ДОУ

Разработка критериев Конкурса

Разработка проекта

Cоздание мини-музея

Разработка методических материалов по организации музея

Защита педагогического проекта на педсовете

Торжественное «официальное» открытие музея

Представление опыта работы на районных методических объединениях

2. Работа с детьми

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

Посещение районного краеведческого музея с детьми (родители)

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми

Участие в создании мини-музея в группе, в зале, формирование коллекции

Творческие работы детей (ИЗО, конструирование)

3. Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике

Консультация «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»

Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ

Cписок литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.

5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».

ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».Структура проекта:·        Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.·...

Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутс...

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

Проект«Музейная педагогика в дошкольном учреждении»

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышлен...

проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...