Формирование предпосылок УУД при организации образовательного процесса в детском саду.
статья

Подкорытова Елена Владимировна

Становление ребенка как личности и его образование происходит постепенно и «поступенно», и каждая ступень важна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок УУД при организации образовательного процесса в детском саду.

Подкорытова Е.В.,

воспитатель 1 квалификационной категории,

 МДОБУ «ЦРР детский сад «Оленёнок»,

г. Дальнегорск, Приморский край

Становление ребенка как личности и его образование происходит постепенно и «поступенно», и каждая ступень важна. Дошкольное образование – основополагающий этап в жизни ребенка не только потому, что во время этого этапа закладываются многие из главных качеств маленького человека, но и потому, что дошкольное образование служит ключевым передаточным звеном между детством и обучением в школе. Однако практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школойещё не достигла, на мой взгляд, того уровня, когда ребёнок может пересесть из-за столика детского сада за школьную парту незаметно для себя, педагогов и родителей. К сожалению, нередки случаи, когда такой процессстановится чувствительным и довольно болезненным для его участников, главным образом, для самого ребёнка. Ярким доказательством этого может служить статистика физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.

Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, к проявлению детьми старшего дошкольного возраста настойчивости имеют именно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, которые являются отличными от игровых, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе и усвоению ими новых знаний.Федеральный государственный стандарт говорит нам о том, что основанием преемственности дошкольного и начального образования являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям на этапе завершения дошкольного образования. Универсальные учебные действия  это умение учиться, т.е способность активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Целевые ориентиры делятся на 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные ориентиры позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику понимание значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию. Также они обеспечивают смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм и правил, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения. Эти действия у дошкольников проявляются в сюжетно-ролевых играх, например, «Семья», «Школа» и другие. Здесь дети осваивают мир вещей и мир людей, нормы человеческих отношений (появляются парты, портфель, учитель), дети с лёгкостью могут вступать в школьную жизнь.

Регулятивные ориентиры обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Организацию учебной деятельности учащимсяобеспечивает:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
  • Планирование  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
  • Контроль  сличение способа действий и его результата с заданным эталоном;
  • Коррекция  внесение необходимых дополнений и способ действия;
  • Оценка  осознание уровня и качества усвоения.

Еще одним важнейшим элементом является саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. Эти действия проявляются в играх, где детям дают задание с обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать свой ответ или выбор. Например: «Четвёртый лишний», «Что в мире перепуталось», «Найди последовательность», и т.д.

Познавательные ориентиры включают в себя действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Также это составление текстов по схеме, описание предметов и объектов природы по признакам и схемам, составление предложений по заданным схемам, расшифровывание слов ребусов, составление графических задач и диктантов. Например, мнемотехника  составление текстов состоит из придуманных схем, системный оператор («девятиэкранка»)  дети познают объекты от прошлого до будущего, палочки Кюизенера дети с лёгкостью совершенствуют счёт, решение задач, состав числа. В обучении грамоте с помощью все тех же палочек совершенствуют умение делить слова на слоги, развивают моторику рук в творческой деятельности через конструирование.

Коммуникативные ориентиры обеспечивают возможности сотрудничества, умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества своего партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Такие действия более успешно выражаются в коллективных работах, таких, как изодеятельность, лепка, конструирование, исследовательская деятельность, в познавательных играх «Что, где, когда?».В рамках формирования этих действий применяются разнообразные современные технологии и программы, однако все они должны быть основаны на индивидуальных особенностях ребенка.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.Обеспечение этой возможности происходит именно потому, что универсальные учебные действия – это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания, пробуждающие мотивацию к обучению.

Библиографический список:

  1. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. – 2013. – № 2 – с. 46-102;
  2. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ Сфера,2006. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»);
  3. Субботкина, М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 9 – с. 73-79;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. (Стандарты второго поколения).