В мире стекла
план-конспект занятия (старшая группа)

Китусева Юлия Андреевна

«В мире стекла»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о стекле и его свойствах. Задачи

Образовательные: - познакомить с историей возникновения стекла; - опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, хрупкое, звонкое, мелодичное).

Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к предметному миру; - развивать наблюдательность; - развивать речь детей, пополнять словарный запас; - развивать слуховое внимание на примере звучания «поющего» бокала.

 Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе со стеклом; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: беседа, слушание, практическая деятельность. Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы (стаканчики, бутылочки, флакончики от духов, стеклянные фигурки, статуэтки; стеклянный бокал; вазы; стеклянные стаканы по количеству детей, палочка для простукивания стекла, презентация «В мире стекла», компьютер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_stekla.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

«В мире стекла»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о стекле и его свойствах. Задачи

Образовательные: - познакомить с историей возникновения стекла; - опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, хрупкое, звонкое, мелодичное).

Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к предметному миру; - развивать наблюдательность; - развивать речь детей, пополнять словарный запас; - развивать слуховое внимание на примере звучания «поющего» бокала.

 Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе со стеклом; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла. Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: беседа, слушание, практическая деятельность. Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы (стаканчики, бутылочки, флакончики от духов, стеклянные фигурки, статуэтки; стеклянный бокал; вазы; стеклянные стаканы по количеству детей, палочка для простукивания стекла, презентация «В мире стекла», компьютер.

 Предварительная работа: беседы о стекле, чтение художественной литературы В. Орлов «Сказка о стеклянном человечке», отгадывание загадок, Пополнение словаря: стеклянное, хрупкое, мастера-стеклодувы. Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!!!(здороваются дети с гостями) Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит, чтобы посмотреть кто там. Вносит коробку и письмо. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, почтальон Печкин принес нам посылку и письмо. Интересно кто отправил нам, это?

 Воспитатель читает письмо: Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного, нового поработав в лаборатории. Давайте подойдем к столу, а что же в коробке? Коробку ставлю на столик перед детьми. Достаю несколько (2-3) стеклянных предметов, расставляю на столе. Дети рассматривают. Воспитатель: Ребята, что это? (фигурки, баночки, стаканчики, вазы).

-Воспитатель: Что объединяет эти предметы? Ответы детей. Они сделаны из стекла.

-Воспитатель: А вы знаете, как производят стекло? (Ответы детей)

Вы сами подошли к тому, чем мы с вами будем заниматься Правильно, все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах. Воспитатель: Как называются предметы, сделанные из стекла? Ответы детей: стеклянные. Повторите это слово – стеклянные.

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья перед столом. Содержательный этап.

-Воспитатель: А сейчас я вам расскажу легенду о случайном открытии стекла. Присаживайтесь на стульчики и посмотрите на экран. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу (слайд 2). Они вышли на сушу, чтобы отдохнуть и развели на песке костёр. Чтобы костёр не погас, они обложили его комками соды (слайд 3). Всю ночь полыхал огонь. А в середине его вершилось таинство – сода смешалась с песком и расплавилась. И на утро родилось чудо! Получился камень твердый, но прозрачный и сверкал на солнце. Это было стекло (слайд 4). Вот такая легенда о происхождении стекла, ребята.

        - Физкультминутка для глаз Глазкам нужно отдохнуть. (Дети закрывают глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами) Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) Увидят наши глазки все! (Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка.)

-Ребята, а как вы думаете, кто делает предметы из стекла? Изделия из стекла делают мастера- стеклодувы. Повторите это слово – мастера-стеклодувы. Мастеру-стеклодуву очень помогает глиняная трубочка. Одним концом трубочки он берет расплавленную массу, а в отверстие другого конца дует и выдувает стеклянный пузырь, как вы выдуваете мыльные пузыри (слайд 5). Выдувая пузыри, мастер придает им разную форму, получаются вазы, сосуды, флаконы, бусины, фигурки животных и птиц (слайд 6). Посмотрите, какие красивые изделия создают мастера-стеклодувы (слайд 7-8). Ну а сейчас давайте пройдём в лабораторию Королевы стеклянной страны и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом. Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. Прежде чем войти в лабораторию мы должны надеть фартуки, чтобы не повредить свою одежду. Дети надевают фартуки помогая друг другу, проходят и садятся за столы.

- Воспитатель: Ребята давайте возьмем стаканы в руки. Какое стекло на ощупь? Дети берут стаканы в руки, определяют, какое стекло на ощупь. Ответы детей: : гладкое, холодное, скользкое и т. д.). Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть из очень толстого. Воспитатель: (опускает в стакан цветной камешек). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветной камушек? Ответы детей: стекло прозрачное. Воспитатель: повторите это слово. Теперь вы проверьте прозрачность стекла (, смотрят друг на друга через стакан). Почему мы видим друг друга? Ответы детей: Потому, что стекло прозрачное. Воспитатель: Еще, ребята, стекло бывает цветное (показать детям предметы из цветного стекла). Где используют прозрачные и цветные стекла, как вы думаете? Ответы детей: Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах, посуду делают из прозрачного и цветного стекла и т. д.

- Воспитатель: Сейчас попробуйте надавить, сжать руками стакан. Что вы можете сказать? Ответы детей: Стакан не сжимается. Воспитатель: Стакан крепкий, форму не меняет. Почему? Что можно сказать про стекло, какое оно? Ещё раз попробуйте надавить на стакан. Ответы детей: стекло твёрдое. Ребята, давайте немного отдохнем, а потом продолжим. Физкультминутка «Мы здоровы!» Мы ногами – топ, топ Мы руками – хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами – чик – чик Раз – сюда, два – туда.

Повернись вокруг себя Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли Сели, встали. Сели, встали. Руки к телу все прижали. И подскоки делать стали. Воспитатель: Ребята, что случиться, если я уроню банку или вазочку. Что с ней произойдет? Как вы думаете? Ответы детей: банка разобьётся (слайд 9). Воспитатель: А можно играть с мячом возле окна? Ответы детей: Нет, нельзя, можно попасть мячом в стекло, и оно разобьётся (слайд 10). Воспитатель: Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся, значит, стекло хрупкое. Повторите, пожалуйста, хрупкое. А если взять в руки разбитое стекло или наступить на стекло. Что может произойти? Ответы детей: Можно порезаться, и пойдёт кровь (слайд 11). Воспитатель: Да, ребята, как нужно обращаться со стеклом? Ответы детей: со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться. Ребята, а какие предметы из стекла есть у вас дома? (слайд 12) Ответы детей: стаканы, лампочки, банки, вазы, бокалы… Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить еще с одним удивительным свойством стекла. Стекло издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (воспитатель ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт). А если в стеклянный бокал налить немного воды, а потом смоченным в воде пальцем водить по краю, бокал начнет петь (воспитатель показывает; предлагает детям повторить). Дети подходят, пробуют водить пальцем по краю бокала. А теперь поиграем в игру « Что видел, а что запомнил» Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает их салфеткой. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру « Чего не стало». Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло. Повторить 2 раза. Посчитать у кого больше фишек и вручить медали. Рефлексивный этап. Воспитатель: Какие Вы все молодцы! Ребята, наше путешествие в лабораторию подошло к концу, давайте вспомним, что нового узнали о стекле? Что вам больше всего понравилось? Ответы детей. Я предлагаю написать ответ на письмо Королевы Стеклянной страны, поблагодарить её за всё новое, интересное, что мы с вами узнали о стекле. За активную работу на занятии Королева отправила Вам эмблемы «Знатоки стекла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»

познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

презентация по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

презентация по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...

конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"

  Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное, прочное, хрупкое, гладкое)....