Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников
статья

Морозова Виталия Георгиевна

Отчет об использовании ИКТ в работе музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _otchyot_ob_ispolzovanii_ikt.docx21.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

             Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

             Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

            В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

      Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  4. Средство подготовки выступлений.

Использование информационных технологий на музыкальных занятиях помогает решить  ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

       Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки  обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Возможности применения ИКТ  в музыкальном      воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

           Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

          Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. В моей работе презентации мультимедиа широко применяются в разных видах деятельности.

Слушание – презентации помогают детям глубже прочувствовать характер музыки, воспринять и почувствовать эмоциональный посыл музыкального произведения. Особенно интересно использование презентаций в процессе  комплексных музыкальных занятий. (МУЗЫКА и ИЗО) Это помогает детям проследить взаимосвязь красоты нашей родной природы и музыкальных произведений, картин, написанных под впечатлением этой красоты.

          Трудно переоценить роль презентаций мультимедиа в таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. С помощью презентаций с изображением разных видов длительностей в полной мере развивается чувство ритма у ребят. Презентации с изображением разных видов инструментов я использую для знакомства детей с миром музыки и его жителями. Очень нравится ребятам смотреть и слушать презентации с исполнением классических произведений на различных музыкальных инструментах. Так мы познакомились с ребятами с прекрасным музыкальным инструментом – арфой. Это произвело неизгладимое впечатление на детей и запомнилось им надолго.

            Также мною используются музыкально-дидактические игры на мультимедиа  (игра «Фея сна и волшебное лукошко» - на развитие звуковысотного слуха, игры «Ритмы для львёнка», «В лесу» - на развитее чувства ритма)

           Неоднократно мною   использовались мультимедиа презентации в процессе утренников и развлечений. Дети, путешествуя по странам, каждый раз наблюдали на центральной стене картинку с изображением страны, в которую они попадали. Это позволило создать атмосферу естественной увлечённости на празднике и было для детей сюрпризом. Также презентации использовались мною в финалах праздников, как иллюстрация песни. Так во время исполнения детьми песни о маме на центральной стене мамы могли видеть фотографии свих детей. Это помогло родителям более эмоционально откликнуться на песню, исполняемую детьми, который раз прочувствовать свою взаимосвязь с детками и испытать любовь к ним.

            Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к  музыкальной деятельности.

          Очень помогает в моей работе программа Audiociti. С помощью неё я научилась редактировать музыкальные файлы: удлинять или укорачивать вступление, добавлять количество куплетов в фонограмме, добавлять звуковую дорожку с мелодической линией в фонограмму, добавлять голос персонажа и звуковые эффекты в фонограмму. А также программа позволяет повысить или понизить тональность фонограммы, изменяет её темп, переводит в другой формат и т.д. Это очень помогает мне в работе над песнями с детьми, а также делает ярким и интересным в музыкальное оформление праздников и развлечений.

             Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Морозова Виталия Георгиевна,

музыкальный руководитель МКДОУ №1 «Улыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников в ДОУ

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Использование компьютерных технологий прочно вошло и в систему дошкольного образования....

«Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников "

Почему я выбрала тему «Использование  ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников ? Как я к этому шла! Откровенно скажу тяжело, сначала научилась печатать одним пальцем, потом оказалось, что м...

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....

Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников

Создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития познавательных и творческих способностей дошкольников....

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использ...