«Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства»
консультация (подготовительная группа)

Н.В. Ефремова

Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Начинать приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех в приобщении дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Сегодня мы говорим о «мини-музее», как об одном из средств развития интереса детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям.

Создание «мини-музеев» в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому  назвали их «мини-музеями». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора, изостудии.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый «мини-музей» – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини-музеях» не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Цель создания «мини-музея» – это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа, поэтому в нашем детском саду во всех группах оформлены уголки по ознакомлению с родным краем, в которых представлен материал о родном городе и республике,  сведения о прошлом и настоящем.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре и традициям народа играет мини-музей истории и быта, в котором собираются предметы быта старины, национальные костюмы, предметы народного декоративно - прикладного творчества, народные игрушки.

В сегодняшнее время народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов.

Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом «мини-музее», а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов.

Дети не только смотрят на игрушки, но имеют возможность обыграть их.

Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Игра является спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки и разного размера. И здесь игра сопровождается народным фольклором.

В «мини-музее» можно организовать выставку декоративно- прикладного творчества, где систематически менять композиции по разным видам росписи: хохломская роспись, городецкая роспись, гжель и др.. Важно привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта.

Также нужно знакомить детей с народными куклами в народных костюмах.

Чтобы посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, подбираются сюжеты игр. Например, есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраивают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью, дети исполняют колыбельные песни.

В работе нужно  активно использовать виртуальные экскурсии в различные музеи города. Они позволяют разнообразить и сделать интересным и более эффективным образовательный процесс.

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Виртуальные экскурсии особо актуальны в настоящее время, когда у нас нет возможности посещать музеи.

В заключение хочу сказать, что создание «мини-музея» национальной культуры в образовательном пространстве детского сада значительно обогащает развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, «мини-музей» открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. Мини – музей в детском саду – М. :Линко-пресс,2008. С. - 21-41; 68-80.

2. Н. В. Микляева, Н. Ф. Логутина. Музей в детском саду // Библиотека воспитателя. – М. : Сфера, 2011. С. – 6-15; 67-71.

3. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» / авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н.Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.

4. Т. В. Майбородова. Мини-музейный комплекс в детском саду // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

«Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства»

Выступление на педсовете

Подготовила:

воспитатель

Ефремова Наталья Васильевна

Саранск – 2022г.

Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Начинать приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех в приобщении дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Сегодня мы говорим о «мини-музее», как об одном из средств развития интереса детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям.

Создание «мини-музеев» в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому  назвали их «мини-музеями». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора, изостудии.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый «мини-музей» – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини-музеях» не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Цель создания «мини-музея» – это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа, поэтому в нашем детском саду во всех группах оформлены уголки по ознакомлению с родным краем, в которых представлен материал о родном городе и республике,  сведения о прошлом и настоящем.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре и традициям народа играет мини-музей истории и быта, в котором собираются предметы быта старины, национальные костюмы, предметы народного декоративно - прикладного творчества, народные игрушки.

В сегодняшнее время народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов.

Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом «мини-музее», а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов.

Дети не только смотрят на игрушки, но имеют возможность обыграть их.

Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Игра является спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки и разного размера. И здесь игра сопровождается народным фольклором.

В «мини-музее» можно организовать выставку декоративно- прикладного творчества, где систематически менять композиции по разным видам росписи: хохломская роспись, городецкая роспись, гжель и др.. Важно привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта.

Также нужно знакомить детей с народными куклами в народных костюмах.

Чтобы посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, подбираются сюжеты игр. Например, есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраивают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью, дети исполняют колыбельные песни.

В работе нужно  активно использовать виртуальные экскурсии в различные музеи города. Они позволяют разнообразить и сделать интересным и более эффективным образовательный процесс.

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Виртуальные экскурсии особо актуальны в настоящее время, когда у нас нет возможности посещать музеи.

В заключение хочу сказать, что создание «мини-музея» национальной культуры в образовательном пространстве детского сада значительно обогащает развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, «мини-музей» открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.

Список литературы

  1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. Мини – музей в детском саду – М. :Линко-пресс,2008. С. - 21-41; 68-80.
  2. Н. В. Микляева, Н. Ф. Логутина. Музей в детском саду // Библиотека воспитателя. – М. : Сфера, 2011. С. – 6-15; 67-71.
  3. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» / авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н.Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
  4. Т. В. Майбородова. Мини-музейный комплекс в детском саду // Воспитатель. – 2012. - №1. – С. 34-37.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и    сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Сценарий открытого показа НОД по физическому развитию на тему: «Приобщение дошкольника к национальной культуре через народные подвижные игры»

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, пос...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».

В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...