«Приобщение дошкольников к национальной культуре через ознакомление с бытом и традициями башкирского народа»
консультация (подготовительная группа)
Воспитание любви к семье, дому, детскому саду, природе его окружающей, есть первый и самый значимый этап в нравственно-патриотическом воспитании. Патриотизм – это не только любовь к Родине, но и уважительное отношение к другим народам и их культурам
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему:
«Приобщение дошкольников к национальной культуре
через ознакомление с бытом и традициями башкирского народа»
Дошкольное детство – яркий период в жизни человека. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства!
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям. Но есть еще историческая память поколений. Задача педагога передать её, наполнив детские сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своей «малой родины».
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.Сухомлинский).
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Одним из основополагающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.
В Башкортостане традиция, обычай обозначают словом «йола», т.е. обычай, совокупность случаев, система их взаимодействий, нравственных принципов и правовых установок. Когда речь идет об использовании в современном воспитании народных обычаев и традиций йола, имеются в виду те из них, которые характеризуются общечеловеческими идеями, объединяющими людей на гуманистической основе. Йола выделяет обычаи, связанные и с воспитанием детей, т.е. имеет и педагогический аспект.
Воспитание у детей нравственных качеств осуществлялось посредством усвоения ими норм морально-этического кодекса «намыс», требований «адаба», т.е. этикета достойного поведения человека.
За понятием «намыс» стоит моральный кодекс народов Башкортостана.
Намыс – это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций. Намыс учит, прежде всего, соблюдению нравственных гуманистических правил в отношениях между всеми башкирскими народностями. Таким образом, слово «намыс» употребляется в роли термина, названия неписаного, народного морально-этического кодекса, регулирующего нравственные отношения во всех без исключения сферах и ситуациях жизни.
Итак, намыс – это комплекс норм поведения в обществе и семье, оформленных в традициях, которые основаны на авторитете общественного мнения. В намысе много места занимает педагогическая сфера, т.е. отношение к детям, забота о них, об их воспитании.
В Башкортостане большое значение придавалось усвоению подрастающим поколением и строгому соблюдению норм «адаба», что означает «достойное поведение в жизни». Этот термин многозначен и включает такие понятия, как воспитанность, воспитание, благопристойность, нравственность.
Приобщение детей к этикетным традициям является чрезвычайно актуальной социально-педагогической проблемой. Эта тема заслуживает особого внимания в контексте формирования гуманной личности, доброго, справедливого человека.
В своем историческом развитии этикетные традиции прошли длительный путь, сохраняясь при многообразных общественно- экономических изменениях условий жизни. Система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.
Традиции, которые связаны своими корнями, уходят в далёкую древность, так как или иначе связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Они, как правило, регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Семья остаётся важнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей.
Нормы поведения в обществе ребёнок постигает в семье. Важнейшее моральное качество, которое прививалось детям – уважение к родителям и старшим. Ребёнок – будущая опора семьи. Не случайно, произнося пожелания, люди говорили: «Баландын игелеген кур» (Увидеть добро от своего ребёнка.)
Башкирская национальная педагогика придавала огромное значение семейному воспитанию. В.И. Баймурзина выделяет основные условия успешного воспитания в семье:
- глубокая любовь и уважение родителей к детям;
- авторитет родителей;
- культ матери;
- семейные традиции;
- благоприятная семейная атмосфера;
- уважительные отношения между отцом и матерью;
- ответственность родителей за воспитание детей;
- знание традиций и обычаев народа.
Наиболее важными в педагогическом плане мы считаем: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие, обращение, благопожелания. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, представления о нравственных нормах являются базой, на которой в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения. Нужно иметь в виду, что порой действие этикетных традиций на ребёнка гораздо сильнее оказывается в дошкольном, нежели в школьном возрасте, прежде всего – из-за близости ребёнка к семье, отцу, матери.
Гостеприимство как действующая и действенная модель гуманности не является какой-то особенной чертой личности, это и стержневая суть: оно связано и с уважением к старшим, и с приветствиями, и с приветливостью, благопожеланиями. Более того, у башкир есть форма гостеприимства, делающая гостей верными, задушевными друзьями, ближайшими родственниками по духу – это куначество. Между прочим, эта традиция имелась почти у всех народов Востока, однако многие потеряли её.
О гостеприимстве и добродушии башкир восторженно и с теплотой отзывался Л.Н. Толстой, который несколько лет приезжал к башкирам на кумысолечение. В письме к жене он писал: «Принимают нас везде с гостеприимством, которое трудно описать». Черты гостеприимства башкирского народа получили достаточное отражение и в произведениях народного творчества. В фольклорном материале: «Камыр-батыр», «Булат-батыр», «Караса-батыр» – по принятому обычаю старуха угощала слабого проезжего путника тем, чем она располагала. Для гостя – лучшее место у котла, лучший кусок в котле.
В прошлом существовал порядок приёма гостей:
• встреча у ворот, если гость на лошади, то первым делом – уход за конём;
• приветливое приглашение войти в дом, помочь помыть руки тёплой водой из кувшина;
• посадить гостя на почетное место;
• деликатесы поставить ближе к гостю;
• твой гость – гость всей деревни, гостя приглашают родственники хозяина и устраивают пиршество;
• исполнение всех желаний гостя;
• проводы гостя с преподношением подарков.
В народной педагогике Башкортостана принято очень рано прививать правила гостеприимства. Складывающиеся веками традиции требуют обучения девочек и мальчиков умению принимать гостей. Девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно общаться с гостями, знать этикетные традиции общения со старшими, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке, чистоте кунацкую. В отсутствии отца гостей принимает старший сын, который для этого должен овладеть этикетными обычаями, уметь вести доброжелательную беседу, организовать угощение и т.д.
Почитание старших – давний обычай башкир. Веками складывались и передавались из поколения в поколение устоявшиеся нормы уважительного отношения к старшему,
Вот обращение героя башкирского эпоса «Урал-батыр» к народу:
Чтите старшего по годам,
Не пренебрегайте советами его.
Младшего чтите за молодость его.
Не лишайте совета его.
Этикетные традиции башкир всегда были очень строги, а этикетные требования, касающиеся отношения к старшим, особенно строги – здесь нет ни уступок, ни поблажек, ни исключения из правил. И не случайно, видимо, обычай уважения, и почитания к старшим у башкирского народа считается показателем добропорядочности, мудрости и воспитанности.
Уважительное отношение башкир касалось не только стариков и аксакалов, оно проявлялось и в любви к детям и подросткам, в уважении их достоинства. Народная педагогика отмечает, что:
• Непослушание старшим – признак невоспитанности, непризнание младших – признак недобропорядочности.
• Уважай и цени старших, умей быть старшим для младших.
Решающую роль в формировании ребенка играет мать. Мать в жизни ребенка – на первом плане. В случае опасности она готова защищать его, не щадя жизни. Важной ступенью признания великой роли матери является ее обожествление, создание ее культа. Наши предки завещали нам не спорить с матерью, не ослушаться ее. В народе признавалась особенная роль матери в воспитании дочери: «Атай улhэ ярты йэтим, эсэй улhэ – бигерэк йэтим» (Отец умрет – полусирота, мать умрет – совсем сирота.)
Педагогическая роль отца рассматривалась, скорее, в плане авторитета, нежели в плане его практической деятельности по воспитанию. Отец в воспитании детей представлял собой, скорее, моральный фактор – защищал, требовал. Главная забота отца – содержать семью – не давала возможности больше заниматься семейной педагогикой. Но, несмотря на это, в определенный период за воспитание сына ответственность несет отец. Он принимает участие в воспитании дочери, причем даже в колыбельном возрасте.
Традиция приветствовать друг друга при встрече – это самый древний обычай. В этом обычае отражена самая давняя мечта о мире и дружбе. При встрече принято здороваться не только со знакомыми, но и с любым человеком. Это этикетные правила выработаны веками.
Усвоить это прочно и навсегда не так-то просто, поэтому очень важно приучать детей к народным формам приветствия с малолетства.
К приветствию прямо примыкают традиционные этикетные формы обращения. Смысл такого примыкания в том, что все формы обращения непременно характеризуются приветливостью – и в тоне, и в интонации, и в манере, да и в специальных, традиционных словах почтения к старшим, старым, ровесникам, родственникам, гостям, незнакомым. Традиционные этикетные формы обращения прививают детям правильные нормы человеческих отношений, формируя у них доброжелательность, искренность, гуманность.
Башкиры считают, что ребенок с первых дней своей жизни должен знать к кому и как следует обратиться, и поэтому детей с самого раннего возраста следует учить соответствующим формам обращения к старшим: олатай – дедушка, оласэй – бабушка, атай – отец, эсей – мать, ул – сын, дочь – кыз, агай – старший брат.
Ещё одна форма проявления к окружающим искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни – это благопожелания. Эта форма выражения добрых отношений к человеку является как бы синтезом приветствий и обращений, ибо в ней есть обращение и приветствие, уважение и приветливость.
Башкирские благопожелания рассчитаны буквально на все случаи жизни и звучат как призыв к полезной деятельности, трудолюбию, красоте, добру. Например, качая колыбель, напевали благие пожелания: чтобы ноги были крепкими – твердо ходить по земле, чтобы руки были сильными – любую работу прочно делать.
Пожелание хозяевам от гостей при прощании: «Будьте вместе, будьте богаты».
Собственные благопожелания являются самостоятельными шедеврами башкирской народной поэзии и прозы.
В работе с детьми на первый план мы сознательно выдвигаем уважение к старшим. Одновременно мы понимаем, что это соответствует и действительному положению вещей, ибо в иерархии духовно-нравственных ценностей на первом месте оказывается именно уважение к старшим, и им определяется многое в этикетных традициях. Более того, в определенном смысле отношение к старшим является как бы универсальной этикетной традицией. В известной мере гостеприимство является производным из традиционного уважения к старшим, ибо в обычаях гостеприимства самыми уважаемыми гостями были всегда старые, старейшины, старики.
Традиции уважения к старшим, приветствия и обращения как проявления этого уважения к истокам, веками сохранявшимися обычаями гостеприимства, представляют собой фундаментальные феномены, определяющие духовное здание этикетных традиций башкирского народа. Речь идёт об особом уважении к старым и старшим, о гостеприимстве и этикетных формах приветствия, выражающих и уважение, и почитание, и внимание не только к старшим по возрасту, но и ровесникам. В работе с детьми всемерно культивируются этикетные традиции как носители духовности, доброжелательности, добропорядочности, благородства и великодушия.
В то же время нельзя с сожалением и тревогой не заметить, что этикетные традиции прочно и эффективно действуют в среде именно дошкольников и младших школьников; чем старше становится ребёнок, тем слабее влияние традиций на его духовную жизнь.
Раннее начало воспитания – особенность педагогики любого народа, в том числе, и приучение с ранних лет детей к народным этикетным традициям.
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
В совместной деятельности используем разнообразные формы работы:
- специально организованная образовательная деятельность (занятия);
- беседы;
- игры (дидактические, подвижные, творческие);
- экскурсии в музей, к памятникам города;
- целевые прогулки;
- наблюдение;
- показ спектаклей и сказок;
- чтение детской литературы;
- художественный труд;
- выставки детского творчества;
- праздничные мероприятия.
В нашей работе по данному направлению есть следующие программы:
Азнабаева Ф.Г., Нафикова З.Г. «Оскон» (Эта программа предназначена для разнонациональных групп с изучением башкирской разговорной речи, что соответствует нашей группе. В этой программе мы часто используем различные упражнения на правильное произношение башкирских звуков и слов.).
Гасанова Р.Х. Программа-руководство «Земля отцов» (Данная программа раскрывает содержание работы по формированию основ национальной культуры: материальной и духовной.).
Гасанова Р.Х. «Этноэтикет в воспитании дошкольников» (Методические рекомендации для воспитателей по приобщению дошкольников к этикетным традициям башкирского народа).
Гасанова Р.Х. «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников» (Методические рекомендации в которых представлена методика использования башкирского фольклора в разных видах деятельности).
Гасанова Р.Х. «Я родину свою хочу познать» (Методическое пособие к программе «Земля отцов»).
Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа» (Методическое пособие для воспитателей, разработанное на основе интеграции образовательных областей и видов деятельности).
Агишева Р.Л. Программа-руководство «Я – башкортостанец» (Содержание программы охватывает широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству своего народа и народов ближайшего национального окружения).
Агишева Р.Л. «Я познаю Башкортостан» (Методическое пособие к программе «Я – башкортостанец».
Колбина А.В. «Башкирский орнамент в развитии ребенка».
Молчева А.В. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре
МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И Проект с детьми старшей гр...

Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»
laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...

«Приобщение дошкольников к национальной культуре через использование музейного пространства»
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творче...

Сценарий открытого показа НОД по физическому развитию на тему: «Приобщение дошкольника к национальной культуре через народные подвижные игры»
С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, пос...

«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».
laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...
