ДКР "Классификация детских музыкальных инструментов"
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Домашняя контрольная работа по предмету «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_detskih_muzykalnyh_instrumentov.docx35.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

по     МДК 02.05

«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема: « Классификация детских музыкальных инструментов»

Содержание

Введение        3

Классификация детских музыкальных инструментов        4

Заключение        9

Список используемой литературы        10


Введение

Цель:  

  • Изучение темы «Классификация детских музыкальных инструментов

Задачи: 

  • Познакомиться с двумя видами музыкальных игрушек-инструментов: неозвучные и озвучные.
  •  Расширить и углубить знания об ударных, ударно-клавишных, клавишно – язычковых, струнных инструментах.

Актуальность:

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

Классификация детских музыкальных инструментов

Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам:

1.Неозвучные музыкальные игрушки – инструменты помогают детям создать игровые ситуации. К ним относятся балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.

2. Озвучные  музыкальные игрушки – которые, в свою очередь деляться на:

  • Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки);
  • Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки) применяются при создании игровых ситуаций.
  • Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
  • Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты саксофоны, баяны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др).
  • Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.
  • Трехступенчатая (nятистуnенчатая, восьмистуnенчатая) лесенка - дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы, или пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании,
  • Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги. На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии, данной песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

Рассмотрим ударные инструменты, к которым относятся:

  • деревянные ложки используются в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.
  • Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.
  • Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.
  • Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок 15 – 18 см, ширина 10 см. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые  стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка.
  • Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 шт.). Детей учат извлекать звук  путем легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.
  • Коробочка -  небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок  с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов.
  • Музыкальные молоточки -  цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки.
  • Колокольчики имеют несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально – дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках.
  • В игре на металлофоне звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
  • Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. В ксилофоне звук извлекается при помощи деревянных палочек.
  • Музыкальная лесенка – восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты.

Рассмотрим ударно – клавишные инструменты, к ним относятся такие инструменты как:

  • Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов, их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности.

Духовые инструменты классифицируются на:

  • Флейты, кларнеты, саксофоны и используются для индивидуального обучения и для музыкально – дидактических  заданий.
  • Триола является детским музыкальным инструментом с цветными клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов.

К клавишно – язычковые инструментам относятся такие музыкальные инструменты как:

  • Аккордеон- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии на  клавиши, растяжении и сжатии меха.
  • Баян- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.
  • Саратовская гармонь с колокольчиками- звуки расположены в порядке диатонической мажерной гаммы. Звук в ней извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.

Струнные инструменты классифицируются на:

  • Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически.
  • Цимбалы (белорусский народный инструмент) – это небольшой, низкий ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте при помощи медиатора.
  • Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.
  • Арфа – озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.).


Заключение

Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты, озвучные музыкальные игрушки – инструменты. В свою очередь озвучные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно – клавишные, духовые, клавишно – язычковые и струнные инструменты. В основе музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах.

Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


Список используемой литературы

  1. Абрамочкина О., Меркулова Л. В мире музыкальных инструментов // Музыкальный руководитель. – 2008. - № 12. – с. 7-10.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. -  М., 1982. –М. 270 с.
  3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. –  94с.
  4. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 119 с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – 208 с.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей.  - М.,  1994. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....