Самообразование
материал

Даудова Зарема Гаджимурзаевна

План, отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Тема по самообразованию:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через ИКТ»

на 2019 – 2022 уч.г.

Воспитатель: Даудова З.Г.


«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родарри

  1. Тема -  «Развитие речи у дошкольников через ИКТ »
  2. Актуальность -

Современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видео среду). Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. Информационно - коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать воспитатель.

  1. Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.        Изучение опыта педагогов практиков использования информационно - коммуникативных технологий в дошкольном воспитании и их влияние речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

 2.        Создать развивающую среду для внедрения ИКТ технологий в группе в соответствии ФГОС.

3.        Провести мониторинг развития речи детей.

4.        Внедрить ИКТ технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.

5.        Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

6.        Повысить уровень развития речи у детей.  

7. Разработка занятий и игр с использованием методов современных образовательных технологий.

8. Развивать у ребенка интерес к собственной речи, ее правильности.

9. Проведение консультативной помощи родителям внедрение ИКТ в работу развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач спланировала свою деятельность на два возрастных периода (старший и подготовительный возраст).

Для решения поставленных задач буду использовать следующие методы исследования:

1.        Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

2.        Метод интеграции.

3.        Мониторинг.

Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина,  Л.С.Выготского,  Л.А.Венгер.

Новизна - изучение и применение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе направленные на развитие речи детей:

-проектная деятельность;

-технологии критического мышления;

-технология скрайбинг.

Формы работы:

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

подгрупповые;

обмен опытом работы;

консультативная работа с родителями.

Возможности использования технических средств:

Компьютер

Принтер

Фотоаппарат

Интерактивная доска

Мультимедийный

Ожидаемый результат:

1.  У дошкольников развита, выразительная связная  речь, мышление, память.

 2. Сформировано  навык общения.

Этапы проработки материала:

1 Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме.

2 Этап — внедрение в практику.

Разработка дидактических игр с использованием ИКТ.

Разработка консультаций для родителей.

Создание презентаций и видеороликов, приобретение навыка работы на ПК.

Создание медиатеки.

3 Этап — представление опыта работы по теме.

Обобщить опыт работы

Обмен опытом на страницах педагогических сайтов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2022 г.

Год, месяцы

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

Родителями

1

2019 г. Сентябрь-ноябрь

-Беседа с

детьми на

тему: «Знакомимся

с мультимедийным оборудованием в нашей группе».

- Разработать игры для детей по звуковой культуре речи «Цепочка слов»

- Разучивание

артикуляционной и

пальчиковой

гимнастики

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие речи у дошкольников через ИКТ»

-Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

- Изучение Бартенева Т.П «Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников»

- Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

- Консультация для родителей «Использование ИКТ в повседневной работе воспитателя».

- Памятка для родителей «Играйте вместе с нами».

2

2019-2020  г. декабрь-февраль

-Разучивание

артикуляционной и

пальчиковой

гимнастики

Индивидуальная работа по подготовке к проекту «Волшебный мир театра» (слова, костюмы)

- Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования.

- Подготовка к празднику осени «Осенины»

- Индивидуаль-ная работа по подготовке к мероприятию (слова, костюмы)

Использование видеоматериалов для проведения ОД

- «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием ИКТ». Интернет-ресурс: http://chgard27.tgl.net.ru/sovety-vospitatelya/21-konsultatsii/514-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-ikt.

-Консультация для родителей «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников.

- Родительское собрание «Задачи программы «Развития» в подготовительной к школе группы Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы  детей с исполь-зованием ИКТ.ДОУ».

2020 г. март-май

Интерактивные и видео физ. минутки.

- Разработка игры для детей по звуковой культуре речи. Игра «Найди место звука в слове» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

- Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним.

Вечер стихов и песен с логопедом посвященное ко Дню матери

 - Изучение Баранова В.В. «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет».

Памятка: «Правильное использование детьми компьютера дома».

2020 г. сентябрь-ноябрь  

-Работа с интерактивной доской. Правила пользования.

- Разработать игры для развития связной речи. (Игра Составление рассказа по картинке) Цель: Упражнять детей в составлении связанного рассказа с заданным началом.

- Подготовка к проекту «Новый год у ворот»

- Запуск Адвент- календаря на своём мини сайте в nsportale.ru

- Игра «Что лишнее?» Цель: Упражнять в умении строить предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

- Игра «Подбери пару и объясни»

Совместное подготовка детей и разучивание стихов  с учителем логопедом для проведения новогоднего утренника.  

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

- Написание отчёта о проделанной работе за первое полугодие

Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

-Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана

Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома».

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь -( рассуждение) Использование ИКТ для подготовки к Новогоднему празднику (подбор стихов, танец, песен)

Памятка для родителей «Играйте вместе с нами».

2020 – 2021 г. декабрь-февраль

-Разработать игры для формирования лексико – грамматического строя речи.

 - Игра «Собери Незнайку в школу»

- Игра «Чей, чья, чьё? »  Цель: образование притяжательных прилагательных

Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»

2021 г. март-май

- Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики с использованием ИКТ.

Подготовка с учителем -  логопедом  праздника для пап с использований ИКТ (подбор стихов, песен)

Родительское собрание с использованием ИКТ

2021 сентябрь - ноябрь

- Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.

- Подготовка праздника  для мам с использованием ИКТ ( подбор стихов, танец , песен)

- Разработать игры для детей на развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

Игра «Дружок, съешь пирожок»  Цель: закрепить понятие о словах – друзьях, умение подбирать слова похожие по звучанию, развивать речь, слуховое внимание. Игра «Волшебные бусы» Цель: Развивать фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний согласный звук в слове. Игра «В гостях у Белоснежки» Цель: учить детей различать твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух, связную речь).

Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

- Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома».

- Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома».

2021 – 2022 декабрь - февраль

Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.  

Краткосрочный проект

- Подготовить видеоматериал о первых весенних цветах.

- Разработать видеоматериалы о космосе.

Совместно с родителями и детьми создать семейные мини презентации: «Играем дома»

2022 г март-май

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну!» Приложение №1

Презентация Посвященное к юбилею ВОВ «Спасибо деду за победу!»

Создание медиатеки интерактивных игр по развитию речи

Публикация на  официальном сайте «nsportal». Статьи по теме самообразования.

Библиографический список:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

5. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328 – Заглавие с экрана.

6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.

7. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

8. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

10. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

12. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81

13. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami – Заглавие с экрана.

14. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

16. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

18. Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»

Приложениен №1

НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ»

Цель: Знакомство детей с технологией критического мышления- синквейн.

Задачи:

1. Уточнить знания детей по теме «Сказочные герои»;

2. Познакомить с новыми словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных).

3. Создать условия для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

4. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: ноутбук с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.

ХОД:

В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. (Дети стоят в кругу)

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.

В-ль: Ребята, скажите, как называется место, где хранится много книг?

Дети: Библиотека.

В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом.

В-ль: Молодцы, все верно.

(На полу лежит книга)

В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Включается аудио звук: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.

В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Дети: Да!

В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем туда попасть?

Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.

В-ль: Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова, закроем руками глаза и попадём в волшебную страну. (Произносим слова: звучит мистическая музыка).

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

В-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино.

1 задание - «Выложи картинки по схеме»

В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)

В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

В-ль: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»

1. 1. ?

2. Добрая, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

2. 1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

В-ль: Кто это может быть?

3. 1. ?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

В-ль: Кто это может быть?

В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да!

В-ль: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В-ль: А вы любите рисовать?

Дети: Да!

В-ль: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)

3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»

Звучит спокойная музыка)

В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем карандаши, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли карандаши и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)

В-ль: Отлично! Мы справились со всеми заданиями и нам пора вернуться в детский сад и проверить-помогли ли мы книге. (Снова звучит мистическая музыка)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернёмся

Мир волшебный не забудем.

В-ль: Ребята, посмотрите- наша книга изменилась. Теперь с книгой все в порядке. Это повесть-сказка, «Золотой ключик или приключения Буратино», которую придумал и написал автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?

В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

Дети: Синквейн.

В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

В-ль: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

Приложение №2

 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ УШАКОВОЙ О.С. , СТРУНИНОЙ Е.М.

Методика обследования словаря детей

Старший возраст

I серия заданий.

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

2) называет отдельные признаки, действия;

  1. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

  1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
  3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

  1. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

 

Методика обследование грамматического строя речи

Старший  возраст (6-7 лет)

1.Методика «Прятки».

Цель: выявление понимания и активного использования сложных предлогов: со, между, около, из-за, из-под. Оборудование: игрушка - зайка.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы: «Откуда выглядывает зайка?»; «Спрячь зайку под стол». «Откуда выглядывает зайка?»; «Посади зайку на стол. Зайка прыгнул на пол. Откуда прыгнул зайка?» и т.д.

2.Методика «Посчитай»

Цель: проверка уровня согласованности существительных с числительными.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.

Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.

3.Методика «Правильно назови»

Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку изменить данные слова (глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».

Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.

4.Методика «Назови».

Цель: выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса летом, зимой, осенью, весной; зоопарка, цирка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падает листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)

Методика обследования связной речи

Старший возраст.

Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),

составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

 

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказывания.



Предварительный просмотр:

Отчет о работе над темой по самообразованию за 2019-2022 учебный год Даудовой З.Г.

Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через ИКТ»

Деятельность по реализации темы

В нашей группе созданы  условия и предметно-развивающая среда, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.

Изготовлен дидактический материал:

 «Строим дом», «Много - мало», «Ателье», «Почтальоны», «Доход – расход»,  «Дерево потребностей».

 Лепбук по формированию финансовой грамотности у дошкольников, математический Лепбук.

           Транслирование:

«Солнечный свет» Методические разработки педагогов. Конспект занятия «Деньги- что это такое?» 1место

«Солнечный свет» Методические разработки педагогов. Конспект занятия по финансовой грамотности. 1 место

Всероссийское СМИ «Гордость России» Конспект занятия. 1 место

 Свидетельство о публикации «Мир педагога»

Методическая разработка «Игры по финансовой грамотности для дошкольников»

   На декабрь   совместно с детьми запланирована «Квест – игра» на формирование основ финансовой грамотности у дошкольников «Гуси -лебеди» с использованием заданий математического содержания.

В информационном центре для родителей размещались консультационные материалы, сказки по финансовой грамотности для малышей, "Математические игры для дошкольников". Для родителей были подготовлены буклеты «Финансовая грамотность в ДОУ», «Как сэкономить деньги в семье»

      Родителями были изготовлены костюмы для с\ролевых игр, пополнены атрибутами с\р игры «Магазин», «Банк».

        Во второй половине дня с детьми проводились    тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок, особый интерес у детей вызывают интеллектуальные игры и развлечения.      

       Дети совместно с родителями с целью знакомства с людьми разных профессий посещали магазины, банк, рынок. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, в группе проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения материала в группе используем  чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...