Самообразование
материал

Даудова Зарема Гаджимурзаевна

План, отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Тема по самообразованию:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через ИКТ»

на 2019 – 2022 уч.г.

Воспитатель: Даудова З.Г.


«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родарри

  1. Тема -  «Развитие речи у дошкольников через ИКТ »
  2. Актуальность -

Современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видео среду). Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. Информационно - коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать воспитатель.

  1. Целью моей работы является: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.        Изучение опыта педагогов практиков использования информационно - коммуникативных технологий в дошкольном воспитании и их влияние речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.

 2.        Создать развивающую среду для внедрения ИКТ технологий в группе в соответствии ФГОС.

3.        Провести мониторинг развития речи детей.

4.        Внедрить ИКТ технологии в образовательный процесс ДОУ и семьи.

5.        Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

6.        Повысить уровень развития речи у детей.  

7. Разработка занятий и игр с использованием методов современных образовательных технологий.

8. Развивать у ребенка интерес к собственной речи, ее правильности.

9. Проведение консультативной помощи родителям внедрение ИКТ в работу развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач спланировала свою деятельность на два возрастных периода (старший и подготовительный возраст).

Для решения поставленных задач буду использовать следующие методы исследования:

1.        Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

2.        Метод интеграции.

3.        Мониторинг.

Методологической основой исследования послужили работы А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина,  Л.С.Выготского,  Л.А.Венгер.

Новизна - изучение и применение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе направленные на развитие речи детей:

-проектная деятельность;

-технологии критического мышления;

-технология скрайбинг.

Формы работы:

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

подгрупповые;

обмен опытом работы;

консультативная работа с родителями.

Возможности использования технических средств:

Компьютер

Принтер

Фотоаппарат

Интерактивная доска

Мультимедийный

Ожидаемый результат:

1.  У дошкольников развита, выразительная связная  речь, мышление, память.

 2. Сформировано  навык общения.

Этапы проработки материала:

1 Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме.

2 Этап — внедрение в практику.

Разработка дидактических игр с использованием ИКТ.

Разработка консультаций для родителей.

Создание презентаций и видеороликов, приобретение навыка работы на ПК.

Создание медиатеки.

3 Этап — представление опыта работы по теме.

Обобщить опыт работы

Обмен опытом на страницах педагогических сайтов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2022 г.

Год, месяцы

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

Родителями

1

2019 г. Сентябрь-ноябрь

-Беседа с

детьми на

тему: «Знакомимся

с мультимедийным оборудованием в нашей группе».

- Разработать игры для детей по звуковой культуре речи «Цепочка слов»

- Разучивание

артикуляционной и

пальчиковой

гимнастики

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие речи у дошкольников через ИКТ»

-Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

- Изучение Бартенева Т.П «Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников»

- Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

- Консультация для родителей «Использование ИКТ в повседневной работе воспитателя».

- Памятка для родителей «Играйте вместе с нами».

2

2019-2020  г. декабрь-февраль

-Разучивание

артикуляционной и

пальчиковой

гимнастики

Индивидуальная работа по подготовке к проекту «Волшебный мир театра» (слова, костюмы)

- Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования.

- Подготовка к празднику осени «Осенины»

- Индивидуаль-ная работа по подготовке к мероприятию (слова, костюмы)

Использование видеоматериалов для проведения ОД

- «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием ИКТ». Интернет-ресурс: http://chgard27.tgl.net.ru/sovety-vospitatelya/21-konsultatsii/514-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-ikt.

-Консультация для родителей «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников.

- Родительское собрание «Задачи программы «Развития» в подготовительной к школе группы Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы  детей с исполь-зованием ИКТ.ДОУ».

2020 г. март-май

Интерактивные и видео физ. минутки.

- Разработка игры для детей по звуковой культуре речи. Игра «Найди место звука в слове» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

- Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним.

Вечер стихов и песен с логопедом посвященное ко Дню матери

 - Изучение Баранова В.В. «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет».

Памятка: «Правильное использование детьми компьютера дома».

2020 г. сентябрь-ноябрь  

-Работа с интерактивной доской. Правила пользования.

- Разработать игры для развития связной речи. (Игра Составление рассказа по картинке) Цель: Упражнять детей в составлении связанного рассказа с заданным началом.

- Подготовка к проекту «Новый год у ворот»

- Запуск Адвент- календаря на своём мини сайте в nsportale.ru

- Игра «Что лишнее?» Цель: Упражнять в умении строить предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

- Игра «Подбери пару и объясни»

Совместное подготовка детей и разучивание стихов  с учителем логопедом для проведения новогоднего утренника.  

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

- Написание отчёта о проделанной работе за первое полугодие

Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

-Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана

Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома».

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь -( рассуждение) Использование ИКТ для подготовки к Новогоднему празднику (подбор стихов, танец, песен)

Памятка для родителей «Играйте вместе с нами».

2020 – 2021 г. декабрь-февраль

-Разработать игры для формирования лексико – грамматического строя речи.

 - Игра «Собери Незнайку в школу»

- Игра «Чей, чья, чьё? »  Цель: образование притяжательных прилагательных

Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»

2021 г. март-май

- Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики с использованием ИКТ.

Подготовка с учителем -  логопедом  праздника для пап с использований ИКТ (подбор стихов, песен)

Родительское собрание с использованием ИКТ

2021 сентябрь - ноябрь

- Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.

- Подготовка праздника  для мам с использованием ИКТ ( подбор стихов, танец , песен)

- Разработать игры для детей на развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

Игра «Дружок, съешь пирожок»  Цель: закрепить понятие о словах – друзьях, умение подбирать слова похожие по звучанию, развивать речь, слуховое внимание. Игра «Волшебные бусы» Цель: Развивать фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний согласный звук в слове. Игра «В гостях у Белоснежки» Цель: учить детей различать твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух, связную речь).

Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

- Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома».

- Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома».

2021 – 2022 декабрь - февраль

Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования.  

Краткосрочный проект

- Подготовить видеоматериал о первых весенних цветах.

- Разработать видеоматериалы о космосе.

Совместно с родителями и детьми создать семейные мини презентации: «Играем дома»

2022 г март-май

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну!» Приложение №1

Презентация Посвященное к юбилею ВОВ «Спасибо деду за победу!»

Создание медиатеки интерактивных игр по развитию речи

Публикация на  официальном сайте «nsportal». Статьи по теме самообразования.

Библиографический список:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

5. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328 – Заглавие с экрана.

6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.

7. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

8. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

10. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

12. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81

13. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami – Заглавие с экрана.

14. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

16. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

18. Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»

Приложениен №1

НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ»

Цель: Знакомство детей с технологией критического мышления- синквейн.

Задачи:

1. Уточнить знания детей по теме «Сказочные герои»;

2. Познакомить с новыми словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных).

3. Создать условия для самостоятельной работы по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

4. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: ноутбук с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.

ХОД:

В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. (Дети стоят в кругу)

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.

В-ль: Ребята, скажите, как называется место, где хранится много книг?

Дети: Библиотека.

В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом.

В-ль: Молодцы, все верно.

(На полу лежит книга)

В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Включается аудио звук: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.

В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Дети: Да!

В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем туда попасть?

Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.

В-ль: Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова, закроем руками глаза и попадём в волшебную страну. (Произносим слова: звучит мистическая музыка).

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

В-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино.

1 задание - «Выложи картинки по схеме»

В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)

В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

В-ль: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»

1. 1. ?

2. Добрая, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

2. 1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

В-ль: Кто это может быть?

3. 1. ?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

В-ль: Кто это может быть?

В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да!

В-ль: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В-ль: А вы любите рисовать?

Дети: Да!

В-ль: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)

3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»

Звучит спокойная музыка)

В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем карандаши, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли карандаши и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)

В-ль: Отлично! Мы справились со всеми заданиями и нам пора вернуться в детский сад и проверить-помогли ли мы книге. (Снова звучит мистическая музыка)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернёмся

Мир волшебный не забудем.

В-ль: Ребята, посмотрите- наша книга изменилась. Теперь с книгой все в порядке. Это повесть-сказка, «Золотой ключик или приключения Буратино», которую придумал и написал автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?

В-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

Дети: Синквейн.

В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

В-ль: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

Приложение №2

 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ УШАКОВОЙ О.С. , СТРУНИНОЙ Е.М.

Методика обследования словаря детей

Старший возраст

I серия заданий.

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

2) называет отдельные признаки, действия;

  1. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

  1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
  3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

  1. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

 

Методика обследование грамматического строя речи

Старший  возраст (6-7 лет)

1.Методика «Прятки».

Цель: выявление понимания и активного использования сложных предлогов: со, между, около, из-за, из-под. Оборудование: игрушка - зайка.

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы: «Откуда выглядывает зайка?»; «Спрячь зайку под стол». «Откуда выглядывает зайка?»; «Посади зайку на стол. Зайка прыгнул на пол. Откуда прыгнул зайка?» и т.д.

2.Методика «Посчитай»

Цель: проверка уровня согласованности существительных с числительными.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два и т.д.

Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.

3.Методика «Правильно назови»

Цель: выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку изменить данные слова (глаголы) в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».

Глаголы: шить, петь, танцевать, красить, лететь.

4.Методика «Назови».

Цель: выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса летом, зимой, осенью, весной; зоопарка, цирка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падает листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)

Методика обследования связной речи

Старший возраст.

Цель: выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),

составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

 

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказывания.



Предварительный просмотр:

Отчет о работе над темой по самообразованию за 2019-2022 учебный год Даудовой З.Г.

Тема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через ИКТ»

Деятельность по реализации темы

В нашей группе созданы  условия и предметно-развивающая среда, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.

Изготовлен дидактический материал:

 «Строим дом», «Много - мало», «Ателье», «Почтальоны», «Доход – расход»,  «Дерево потребностей».

 Лепбук по формированию финансовой грамотности у дошкольников, математический Лепбук.

           Транслирование:

«Солнечный свет» Методические разработки педагогов. Конспект занятия «Деньги- что это такое?» 1место

«Солнечный свет» Методические разработки педагогов. Конспект занятия по финансовой грамотности. 1 место

Всероссийское СМИ «Гордость России» Конспект занятия. 1 место

 Свидетельство о публикации «Мир педагога»

Методическая разработка «Игры по финансовой грамотности для дошкольников»

   На декабрь   совместно с детьми запланирована «Квест – игра» на формирование основ финансовой грамотности у дошкольников «Гуси -лебеди» с использованием заданий математического содержания.

В информационном центре для родителей размещались консультационные материалы, сказки по финансовой грамотности для малышей, "Математические игры для дошкольников". Для родителей были подготовлены буклеты «Финансовая грамотность в ДОУ», «Как сэкономить деньги в семье»

      Родителями были изготовлены костюмы для с\ролевых игр, пополнены атрибутами с\р игры «Магазин», «Банк».

        Во второй половине дня с детьми проводились    тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок, особый интерес у детей вызывают интеллектуальные игры и развлечения.      

       Дети совместно с родителями с целью знакомства с людьми разных профессий посещали магазины, банк, рынок. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, в группе проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения материала в группе используем  чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...