Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.
статья

Засыпкина Мария Николаевна

Данная статья адресована воспитателям ДОУ и содержит рекомендации по  предотвращению и разрешению конфликтов с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_vospitatel-roditel.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт «воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

 Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

 «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование.

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание.

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс.

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление.

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.

Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта.

Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтной и конфликтной ситуации, таковы:

- Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.

- Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас поняла? ".

- Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

- Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

- Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

- Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

- В минуты торжества наддругим давайте ему возможность «спасти себя», то есть выйти из ситуации с достоинством.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации «Ластик».

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт "Воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути решения

Презентация на тему: "Конфликт в диаде "воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути разрешения"...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель.   Причины возникновения и пути решения....

Презентация " Конфликт воспитатель-родитель" причины возникновения и пути решения

В данной презентации,рассматриваються причины возникновения конфликта между воспитателем и родителями и возможные пути решения данного конфликта...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и достойную уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и ...

Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

Мастер-класс на тему: Конфликт "воспитатель-родитель".Причины возникновения и пути решения.

Мастер-классКонфликт«Воспитатель-родитель».  Причины возникновения и пути решения....

Тренинг для педагогов. «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических ...