Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа)

Виктория Викторовна Токарева

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………...3

2. Адаптация. Основные принципы ……………………………......4

3. Организация работы с детьми в адаптационный период……….6

4. Заключение………………………………………………………...8

5. Литература…………………………………………………………9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_dou.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района  «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Токарева Виктория Викторовна

Воспитатель

г. Куйбышев, 2016г

Содержание

1. Введение…………………………………………………………...3

2. Адаптация. Основные принципы ……………………………......4

3. Организация работы с детьми в адаптационный период……….6

4. Заключение………………………………………………………...8

5. Литература…………………………………………………………9

        

        

Введение

При приеме детей в разновозрастную группу раннего возраста (2-4 года), я заметила, как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогического опыта и мастерства. Поэтому для меня стало актуальным организовать процесс адаптации в группе раннего возраста.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Цель моей работы: создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.

Задачи:                

- создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;

- обеспечить комфорт;

- защищенность;

- эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.

        

2.  Адаптация. Основные принципы.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

- Легкая - до 15 дней

- Средняя - 25 дней

- Тяжелая - более 25 дней

Для реализации поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду - я следую определенными принципами:

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого - педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога - психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

3. Организация работы с детьми в адаптационный период.

Я поставила перед собой задачи:

- создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку. Для этого в своей работе я  использую потешки, для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов:

-Утро («С добрым утром»«Просыпайся глазок»)

-Умывание (Водичка, водичка…).

- Кормление, («Кушай кашку, Яночка», «Ай, да суп!»).

- Одевание («Научи обуваться и братца»«Одеваем малыша»«Я одеться сам могу»).

Использую элементы телесной терапии: беру малыша на руки, обнимают, поглаживают, приглашаю пройти в группу. Если ребёнок плачет, предлагается ему умыться и попить водички. 

Когда прием детей закончен организую утреннюю гимнастику.  Она позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Вовремя приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.

Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:

 - привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;

 - налаживать доброжелательные отношения между детьми;                

 - обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры - драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно - ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах.

 Ежедневно организую в группе адаптационные игры (Мы топаем ногами; Мой хороший, мой пригожий и др ), способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия.                 

Особое внимание и индивидуальный подход уделяю робким,
застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Этот пальчик — дедушка, 
Этот пальчик — бабушка, 
Этот пальчик — папочка, 
Этот пальчик — мамочка, 
Этот пальчик — Я, Вместе дружная семья!

Они  увлекают малышей и приносят им пользу! По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.

          Для расширения кругозора детей использую художественное чтение, рассказывание сказок, рассматривание картин, иллюстраций, методических пособий.

        

Заключение

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.

В заключении можно сделать следующие выводы: дети стали более общительными, научились играть вместе, делиться игрушками. Помогаю формировать умение доброжелательного общения, воспитываю культуру поведения (хорошие манеры, помогаю сформировать чувство сопереживания, сотрудничества).

Достижения детей: за короткое время малыши научились делиться игрушками, говорить «волшебные слова»: пожалуйста, спасибо, объединяться по 2-4 человека для совместных игр, сопереживать, помогать друг другу.

Литература:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -

Воронеж: ТЦ «Учитель» ,2006.

2. Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева «Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет», Москва, «Просвещение» 2007г.

3. Т.Н. Доронова, С.А. Доронов «Ранний возраст: планирование работы с детьми», 2007г

4. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» для занятий с детьми 2-7 лет, Москва, 2016г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...