Квест - игра "Опытно- экспериментальная деятельность"
методическая разработка (подготовительная группа)

Юферова Ольга Владимировна

Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест -игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Квест -игра по опытно -экспериментальной деятельности

для детей старшей группы

Опытно - экспериментальная деятельность

Цель:

1. развивать познавательную активность детей в процессе детской квест -игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);

Обучающие задачи:

1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

2. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);

3. расширять представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).

Развивающие задачи:

5. развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;

6. развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Воспитательные задачи:

7. воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.

8. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская,двигательная, продуктивная.

Методические приемы:

Мотивационно-побудительный этап:

Игровая мотивация (проблемная ситуация)

Организационно-поисковый этап:

Познавательная и практическая мотивация

Наглядный метод (показ образца, демонстрация)

Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение)

Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)

Рефлексивно-корригирующий этап:

Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология).

Ход квест-игры:

Воспитатель: Ребята у нас в группе живет групповенок Кузя, он следит за порядком в группе, и у него есть своя лаборатория в которой он проводит свои исследования, и он оставил нам послание. Хотите я вам его прочту:

" Здравствуйте ребята, я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и легко справитесь с моими заданиями. Удачи вам.

Ваш групповёнок Кузя."

Воспитатель: Ребята, ну что мы справимся с заданиями, которые Кузя нам оставил?

Дети: Да.

Организационно-поисковый этап:

Воспитатель: Посмотрите, наше задание представлено в виде карты с картинками и стрелками. «Старт» - это наша группа, далее мы двигаемся по стрелкам и заходим в то помещение, картинка которого соответствует картинке в карте по ходу движения. «Финиш» - возвращение в нашу группу.

Лаборатория «ВОЗДУХА»

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лабораторию «ВОЗДУХ». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент "Поиск воздуха"

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем!

(Воздух)

- Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

- Предложить детям доказать с помощью трубочек для коктейля, что вокруг нас есть воздух.

Ведущий: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• Столы;

• Тазы с водой;

• Пластиковые бутылочки;

• Трубочки для коктейля;

Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»

Ведущий: Следующий этап – это лаборатория «Песочная», здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. «Песочные часы»

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок»«Время как вода» - сравнить!

Эксперимент 2. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.

Описание. Ученый-лаборант предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.)Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Ведущий: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• песок в контейнерах, лупы;

• песочные часы.

Физкультминутка “Дождик”.

Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)

Только кто её поймет – кап, кап...? (недоуменно разводят руки в стороны)

Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)

Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)

Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).

Лаборатория «ВОДЫ»

Ведущий: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории «Воды», где проводятся опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).

Эксперимент 1. «Прозрачная вода»

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Описание: На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? (выводы детей).

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»(рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде? (ответы детей)

Эксперимент 2. «Вода принимает форму»

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Воспитатель рассказывает, как он гулял под дождем и видел лужи, купался в бассейне, и у него возник вопрос«Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? (ответы детей).

- Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

- Ведущий: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете картинку для отгадки.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• две прозрачные банки (одна заполнена водой,

• маленькие ковшики,

• таз с водой, поднос, воронки,

• предметные картинки

• узкий высокий стакан, широкая миска.

Лаборатория «СВЕТА»

Ведущий: В лаборатории «Света» проводятся опыты со светом. Проведем эксперимент? (ДА).

Эксперимент «Свет повсюду»

Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Описание. Ученый предлагает детям определить, темно сейчас или светло (какое время суток, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)

• Игра «Свет бывает разный» — воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;

• картинки с изображениями источников света;

• несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа);

Воспитатель: Молодцы Ребята! Теперь мы двигаемся к финишу.

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее. (Дружба).

-Воспитатель: Правильно Ребята – это дружба! Давайте скорее возьмёмся за руки и цепь дружбы замкнётся!

На этом наши исследования заканчиваются, давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они пришли к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в форме игры квеста «В поисках золотого ключика»

образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению со свойствам магнита...

«Лаборатория чудес» квест-игра по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

laquo;Лаборатория чудес»Конспект НОД в формате квест-игрыпо  развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....

Интегрированная ООД «Познавательная деятельность». Опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе Квест «В поисках чистой воды»

Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:1. Познакомить детей со способами очистки воды; Закрепить знания детей о том, где, в каком ...

Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста

Квест игра «Пятый элемент» по опытно-экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста...

Конспект квест - игры по опытно - экспериментальной деятельности для старших дошкольников «Поможем старику Хоттабычу»

Конспект квест - игры по опытно - экспериментальной деятельности для старших дошкольников «Поможем старику Хоттабычу»...

конспект Игра-квест по экспериментальной деятельности «Лаборатория профессора Знайки»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи: Обучающие:Совершенствовать навыки счета в пределах десяти;Научить проводить неслож...