"Квест - игра с использованием лего - конструирования и робототехники как игровая технология для детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Шерстнева Наталья Владимировна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 города Кузнецка

«Квест-игра  с использованием лего-конструирования

и робототехники как игровая технология

для детей старшего дошкольного возраста»

(сообщение из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Шерстнева Наталья Владимировна

Г. Кузнецк 2022

Слайд 2

Современный дошкольник, в большинстве случаев, видит, играет и получает уже готовые предметы: игры, игрушки, предметы быта и т. д. И многие из них даже не задумываются, из чего эти предметы сделаны, как и где их производят. В наше время взрослые делают детей «истинными потребителями», не предоставляя им возможности самим создавать вокруг себя свой мини-мир, чтобы ребенка окружали конкретно ему необходимые или им созданные вещи.

Слайд 3

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Боясь отстать от моды, или идя на поводу капризного ребенка  родители покупают детям, не достигшим школьного возраста, «гаджеты» : игровые приставки, планшеты, телефоны и т. д. Сейчас почти у каждого дошкольника они есть, хотя еще несколько лет назад об этом можно было и не мечтать.

Слайд 4

Конечно, взрослых можно понять. Стрессы, усталость, проблемы на работе… Дома хочется отдохнуть, расслабиться, полежать в тишине или у телевизора, «полистать» новости в «Вконтакте». Люди разучились отдыхать в кругу семьи: играть вместе в настольные игры, что мастерить или строить, читать, беседовать о чем-либо, вместе гулять… Это плоды компьютеризации и стремительного прогресса. Взрослые отдают предпочтение интернету и телевидению, отодвинув общение друг с другом и с детьми. Конечно, это касается не всех семей. Однако дети большую части времени, находясь дома, предоставлены сами себе: в лучшем случае они рисуют или играют в игрушки, в худшем – сидят за «гаджетами».

Слайд 5

Исходя из вышесказанного, можно понять, почему современные дошкольники имеют слабо развитое воображение, логическое и творческое мышление, мелкую моторику; они не усидчивы и не внимательны. Детям не предоставляется возможность что-то творить, создавать, достигать каких-то своих целей опытническим путем, методом проб и ошибок.

Слайд 6

В своей педагогической деятельности стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми,  отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: «реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности»…

Слайд 7

 Как же сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?

        Большим помощником в развитии дошкольника является лего конструирование и особенно робототехника. Сейчас на рынке представлено много видов конструкторов из различных материалов. Особенно детям, как девочкам, так и мальчикам, полюбился конструктор Lego. Они сами становятся творцами, сами создают поделки по своему представлению, замыслу. Игры с конструктором способствуют развитию мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости, внимательности, аккуратности, формированию умения доводить начатое дело до конца.

Но как сделать так, чтобы дети не просто собирали модели из лего конструктора, а могли действовать сообща, находить интересные конструкторские решения?

Слайд 8

В этом мне помогает использование квест-технологии.

Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

Слайд 9

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Слайд 10

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Слайд 11

Но для эффективной организации занятий по робототехнике, необходимо создать условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать и познавать через неё  окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать деятельность детей (образовательную, индивидуальную, самостоятельную, проектную и др.), для стимулирования развития потенциального творчества и способности каждого ребенка.

Слайд 12

И в этом поможет квест–игра, которая имеет свою особенность: игра проводится на всей территории групповой комнаты, в каждом мини-центре выполняются задания под руководством педагога. Такое размещение допускает одновременную работу нескольких детских подгрупп, а также позволяет детям свободно передвигаться и сменять виды деятельности.

Слайд 13

Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подбираются таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Такие занятия за счет игровой формы интересны ребенку, не вызывают у него скуки, поэтому работает он с удовольствием. Через игру ребенок учится мыслить, сосредотачиваться на решении поставленной задачи.

Робототехника активизирует его познавательную активность, повышает интерес к самому процессу обучения.

Слайд 14

Представляю вашему вниманию квест-игру «Путешествие в Лего – лэнд»

Цель: способствовать развитию творческого потенциала воспитанников посредством лего-конструирования.

Задачи:

- Сконструировать различные модели качелей, опираясь на схемы сборки.

- конструировать простой механизм «зубчатая передача движения» и использовать его в конструкции качелей. 

- закрепить понятие «рычаг» при конструировании перекидных качелей.

- Формирование умений воспринимать и выделять из содержания загадки характерные признаки или явления, свойственные предмету.

- Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой.

- Развивать активный познавательный интерес, логическое мышление, творческие способности воспитанников;

- воспитывать навыки работы в команде, сотрудничество, сплочённость и взаимопомощь.

Слайд 15

Мотивационный этап – перед детьми была озвучена проблема. Лего человечек приглашает нас в гости и послал пригласительный билет. Но случилось так, что части пригласительного билета разлетелись по разным городам, и чтобы его собрать нужно выполнить задания. Цель данного этапа -  настроить детей на активную работу, заинтересовать предстоящей деятельностью.

Содержательный этап – все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Передвижение по маршруту осуществлялось с помощью плана – схемы. На каждом этапе дети находили часть пригласительного билета, в результате которые сложили в единое целое. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялась их заинтересованность, организованность и внимательность.

Слайд 16

Практическая деятельность – включает в себя следующие задания:

1 задание «Сказка и лего – подсказка». Детям было предложено отгадать зашифрованные в картинках названия сказок. С помощью кубиков разного цвета и размера на иллюстрациях изображены известные сказки. Дети анализировали, делали выводы.

В процессе выполнения задания, ребята общались, что способствовало развитию коммуникативных навыков, так как детям необходимо было не только отгадать название сказки, но и объяснить, почему они так решили. Это задание способствует развитию образного мышления, воображения.

Слайд 17

2 задание «Сложи по схеме». Работа осуществлялась в командах. Каждой команде была предложена схема (цветок и дерево).  Цель игры: развивать умение создавать образ предмета по схеме. Развивать внимание, мышление.

Данная игра способствует формированию пространственных представлений о расположении кирпичиков относительно друг друга, развитию мышления, мелкой моторики рук, внимания. В случае затруднения оказывала детям помощь.

Слайд 18

Пройти к следующему заданию, нужно было преодолев препятствие.

Слайд 19

3 задание «Башенки». Детям нужно было выложить необходимое количество кирпичиков лего, соотнеся количество с цифрой. В ходе выполнения задания проводила индивидуальную работу с детьми.

Слайд 20

4 задание  - конструирование разных видов качелей. Работа проводилась в парах. У ребят было право выбора модели для конструирования. В процессе конструирования разных видов качелей, закрепляли название деталей лего конструктора.

Слайд 21

В процессе конструирования, дети учатся работать в паре, общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. При необходимости оказывала помощь.

Слайд 22

После выполнения заданий, дети собрали все части пригласительного и отправились в Лего- лэнд. Сконструированные модели качелей ребята разместили в парке.

Рефлексия: дети  в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:

Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что показалось тебе  трудным?

Что было самым интересным?

Слайд 23

Если вы хотите помочь детям сделать новые открытия в мире робототехники, получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест-игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий  для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...

ООД "Путешествие в сказочный лес" с применением игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста

Игровое занятие, в ходе которого дети помогают обитателям сказочного леса. злая Бастинда осушила в лесу все водоемы и прогнала облака и тучи. дети отправляются в сказку, чтобы избавить лес от злых чар...

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования лего-конструирования для реализации проектной деятельности «Пожарная часть» для детей старшего дошкольного возраста, вы...