Самообразование
материал

Харламова Светлана Алексеевна

План по самообразованию на 3 года, отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждениеhttp://www.playcast.ru/uploads/2017/02/20/21731124.jpg

 «Детский сад №26 «Радость» города Нефтеюганска

Тема по самообразованию

" Нравственно-патриотическое воспитание

  старших дошкольников»

на 2019-2022 учебный год

                                                                                 

                                                                                  Воспитатели:

                                                                                        Харламова С.А.

Актуальность выбранной темы

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

        В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: 

Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи:

●Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.  

●Изучить опыт педагогов города, страны по выбранной теме.

●Изучить применение инновационных образовательных технологий.  ●Составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.

● Разработать перспективный план работы с детьми.

●Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

●Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете.

●Подготовить (принять участие в семинаре).

●Подготовить материал (провести) мастер-классы для педагогов.

●Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

●Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

    Экспериментальное изучение навыков работы по формированию нравственно – патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. 

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.                                                                                                                                                            Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.

    Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Любить Родину – значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.  

    Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 — воспитание уважения к труду;

 — развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

 — расширение представлений о городах России;

 — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях (НОД), в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:  

●особенности дошкольного возраста,

●многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

●отсутствие теоретических и методических разработок.

    В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины ... оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что... «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Формы и методы работы.  

●Занятия.

 ●Беседы.

●Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

●Схемы, рисунки мелом.

●Наблюдения.

●Игры.

●Метод решения проблемных ситуаций.

●Загадки, пословицы.

●Чтение художественных произведений.

●Виртуальные прогулки и экскурсии.

●Праздники.

●Изобразительная деятельность.

●Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры.

●Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.  ●Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

●Встреча детей с защитниками Отечества.

●Досуги.

● Работа в книжном уголке.

    Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

    Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Сургуту, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    Работа над темой «Формирование основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников через привитие любви к родному краю» поможет мне сравнить полученные практические результаты с научными изысканиями и определить правильный курс совершенствования моих познаний в работе с детьми. Профессиональный стандарт «Педагога» так определяет трудовые действия воспитателей детских садов: участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации. Свою работу считаю нужным выстраивать исходя из вышеизложенного, необходимо изучить теоретические знания  по данной теме, методическую литературу, подобрать диагностический материал, разработать перспективный план работы с детьми. Методическую литература, требующая изучения: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина». Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

    Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста нравственно-патриотического воспитания на современном этапе являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

3. Указ Президента Российской Федерации от10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020»

5. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года.

 6.Конвенция о правах ребенка.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании».

8. ФГОС дошкольного образования.

9. Профстандарт «Педагог».

10. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций

План работы на 2019-2022 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Ответственный

Изучение методической литературы

Сентябрь – май 2019 г.

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Работа с детьми

Сентябрь-ноябрь 2019 г

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Экскурсия к МБОУ СОКШ №4 г.Нефтеюганска

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Игра-путешествие «Широка страна моя родная»

Стенд «Моя Родина – Россия».

Демонстрация презентаций «Символы России»,

«Символы Нефтеюганска».

Картотека игр.

Харламова С.А.

Харламова С.А.

Зема А.Л.

Зема А.Л.

Декабрь-февраль 2020 г

Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья».

Беседа по теме «Улица, на которой я живу»

Игра-беседа  «Наши отношения»

Выставка детских рисунков «Родной город».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Зема А.Л.

Харламова С.А.

Март-май 2020 г

Ознакомление с символикой России, родного города, ХМАО-Югры.

Беседа «Что такое героизм»

«Капдет-звучит гордо!»

Выставка работ детского творчества.

Посвящение  в кадеты

Харламова С.А.

Сентябрь-ноябрь 2020 г

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

Развлечение «Игры наших бабушек».

Зема А.Л.

Харламова С.А.

Декабрь-февраль 2021 г

Непосредственно образовательная деятельность  «Главные праздники России»

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Совместное мероприятие с МБОУ СОКШ №4

Март-май 2021 г

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете»

Совместный праздник с кадетским классом

«Моя мама – лучшая на свете».

Выставка детских работ «Подарок маме».

Концерт для мам и бабушек

Харламова С.А.

Сентябрь-ноябрь 2021 г

Краткосрочный проект «Космос».

КВН-викторина дошкольного возраста «Что для детей старшего мы знаем о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Харламова С.А.

Декабрь – февраль 2022 г

Литературная композиция «ДеньПобеды»

Акция «Бессмертный полк»,приуроченный ко Дню Победы.

НОД, посвящённый Дню Победы.

Харламова С.А.

Март – май 2022 г

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Как провести выходной день с детьми»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Посвящение в кадеты

Альбом «Мой город Нефтеюганск»

Совместное мероприятие

Февраль

Совместное мероприятие с родителями ,посвященное Дню защитника Отечества

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Досуговое развлечение   «А ну-ка, мамочки!» совместно с социальными партнерами.

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Развлечение  «Игры наших бабушек».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Задачи  на 2022-2023 учебный год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке презентаций, новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планируем включать нетрадиционные формы взаимодействия(круглый стол, досуговые развлечения, интерактивные площадки, квест- игра)

5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.; Изд – во ЦГЛ, 2005

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. 3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н равственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- СПб.:» Издательство « ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 192с.

4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера,2004

5. Бердникова Н.В. Веселая ярмарка. – Ярославль: Академия развития, 2005. 6. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003

7. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М.: Мозаика – Синтез, 2001

 8. Козлова С.А. Мой мир. – М.: Сфера, 2000.

9. Маханева М.Д . Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ,2004

10. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: Сфера, 2004

 11. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет. – М.: Сфера, 2004

12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка – Пресс, 2003

 13. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986

14. Рякина И.В. Народные праздники. – Екатеринбург: Изд-во Возякова, 2002 15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова М.А. Азбука общения. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002

16. Шарыгина Т.А. Родные сказки: Нравстенно – патриотическое воспитание. –М.: Прометей; Книголюб,2003

17. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.: Изд –во Скрипторий 2003, 2007

18.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.,1985 19. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. – М., 2003

20. Коти Т. Моя первая книга о России. М.,2003

21. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001

22. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002

 23. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998

24. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992

 25. Соловьева Е.В. дети планеты Земля. М., 2001

26. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005

 27. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011.

28. Артамонова С.Г. Как воспитать своего ребенка. - М., 2000



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска  «Детский сад №26  «Радость»

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»

Воспитатель: Харламова С.А.

2022

В 2019-2022 учебном году я работала над темой по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» с детьми старшего возраста.

Актуальность патриотического воспитания 

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Цели и задачи Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. 

Проблема: патриотическое воспитание приобретает острую актуальность, вместе с тем становится чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

 Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
  6. Организовать тесное взаимодействие с кадетским классом МБОУ  «СОКШ №4».

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1.Александрова Г.А.,Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников,М.,2015

 2.Ветохина А.Я.,Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста,М.,2009

3.Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

4.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

5.Полякова Т. В. ,А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

6.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

7.Леонова Н.Н.,Неточаева Н.В.,проект «Живая память России» нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников,Детство-Пресс,2013г.

8. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

9. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

10.Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

В течение 2021-2022 учебном году я продолжила изучать тему по самообразованию:  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Глубже ознакамливалась с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду». Изучила книгу А.Д. Жарикова «Растите детей патриотами» 

 Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия»!, где дети могут наглядно знакомились с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В качестве наглядного материала во время ООД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления, также использую ИКТ.

Наша группа осуществляет тесное взаимодействие с кадетским классом  МБОУ  «СОКШ№4». Целью  сотрудничества является создание взаимовыгодного социального партнерства для  функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего  поколения.

  Для осмысления и качества нравственно-патриотического воспитания были разработаны и проведены такие мероприятия:

  Ноябрь

Торжественная церемония посвящения в кадеты совместно с кадетским классом МБОУ  «СОКШ №4»  

 Декабрь

Проект «Хоровод дружбы народов»

Кадетский бал в  д/с  «Солнышко» пос. Пойково

Семейная викторина  «Я -патриот России!»

Январь

Военно-патриотическая игра «Зарница»

«Коляда пришла- отворяй ворота!»

  Март

Родительская конференция на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду».

Апрель

Театрализованное представление по казачеству  кадетским классом МБОУ  «СОКШ №4»  

Май

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы, на который были приглашены ветераны войны.

 Продолжение реализации проекта «Кадет- звучит гордо!»» совместно с кадетским классом.

Во всех мероприятиях активное участие принимали наши родители.

Подводя итог, я сделала вывод, что формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй, социальными партнерами .Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Выводы:

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края, дети проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, в которой живут.

Выражают положительное отношение к миру, к своему городу,  дружбе, ко всему живому.

Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Перспективы на 2022-2023 учебный год:

-продолжить работу по данной теме.

-разработать  новые игры и игровые упражнения по данной теме;

-изучить новинки методической литературы.

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников и походов по местам родного края.

В настоящее время работа по патриотическому воспитанию актуальна и мы будем продолжать прививать детям нравственно – патриотические чувства. Очень хочется, чтобы в семьях наших воспитанников взрослые говорили о подвигах наших солдат в годы ВОв, о героических событиях, читали детям книги о войне.

       Кто—то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок не простой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...