"Готовность детей к школе"- целевые ориентиры по ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Быть готовым к школе –
Не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
Значит, быть готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
На сегодняшний день проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено множество теоретических и практических разработок как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Я бы хотела остановиться на основных требованиях готовности детей к школе по ФГОС ДО.
Приоритетной задачей ФГОС дошкольного и начального общего образования является осуществление преемственности, в том числе и в вопросе подготовки детей к школьному обучению с целью обеспечения равных стартовых возможностей всем детям, проживающим в Российской федерации.
Требования ФГОС к результатам, предъявляемым обучающимся в ДО.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается решать конфликты.
- Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для качественного решения поставленных задач стандартом предусматривается создание условий для осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации и вопрос диагностики готовности детей к обучению в школе является значимым, так как в отечественной психологии остаётся проблема с чётким определением показателей готовности, и в связи с этим чётким выбором инструментария.
Комплексная диагностика позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребёнка и его потенциальные стартовые возможности.
Основные компоненты готовности дошкольника к обучению в школе.
В большинстве представленных материалов авторы выделяют три аспекта:
- физический (прежде всего это функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья; развитие речевого аппарата, развитие мышечного аппарата, работоспособность-утомляемость);
- психологический (предполагает определённый уровень личностного, интеллектуального эмоционально-волевого и социально-коммуникативного развития; отношение к школе, отношение к различным видам деятельности, отношение к сверстникам, отношение к себе).
- специальный (это сформированность определённых умений для успешного освоения чтения, письма, математических навыков).
Психологическая готовность как понятие было впервые предложено А.Н.Леонтьевым в 1948 году, он сводил его к основному показателю - управляемое поведение, но не просто закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое.
Готовность к школе, не может быть сведена к конкретным свойствам (психическим, психофизиологическим или личностным), она является интегративным показателем общей готовности ребёнка осваивать более сложную учебную деятельность.
Психолого-педагогическая диагностика – это чрезвычайно ответственная процедура, позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребёнка и его потенциальные стартовые возможности, при этом должны соблюдаться психологические принципы тестирования:
- создать атмосферу доброжелательности, поощрение, поддержку ребёнка;
- создать атмосферу игры;
- доступно и понятно объяснить ребёнку инструкцию, чтобы он понял её правильно;
- если ребёнок не смог или отказывается сразу выполнить задание, не следует настаивать. Можно предложить ему другое задание, а потом вернуться к этому;
- вмешательство родителей недопустимо. Все вопросы после тестирования.
Данные получаемые в ходе диагностик можно учитывать и при формировании классов, и особенно при организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Помимо этого следует помнить, что необходимо проводить определённую работу с родителями будущих первоклассников, так как без их поддержки семьи педагогам будет сложно добиться нужных результатов в вопросе подготовки к обучению в школе.
Основным результатом, освоения программы дошкольного образования согласно ФГОС является:
- здоровый;
- развитый;
- эмоционально благополучный;
- любознательный ребёнок, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- овладевший предпосылками учебной деятельности и т.д.;
Только такой ребёнок сможет быстро адаптироваться к школьной среде, успешно взаимодействовать и обучаться, т.е. справляться с неизбежно возникающими трудностями. Литература:
1.ГАУДПО «Смоленский областной институт развития образования».
Готовность детей 6-7 лет к школе в свете требований ФГОС: диагностический инструментарий для педагога-психолога. Методическое пособие.Смоленск.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-273290-1712743950.jpg)
Пути достижения целевых ориентиров согласно ФГОС ДО
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:· Инициативность и самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/02/picture-868152-1641138290.jpg)
Выступление -презентация "Психологическая готовность детей к школе в рамках ФГОС"
Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному об...
Психологическая готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО
Статья для конференции в контексте готовности к школьному обучению дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-1203394-1578081595.jpg)
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-771274-1460480761.jpg)
Доклад для выступления на педсовете по теме «Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»
Доклад для выступления на педсовете по теме «Целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1318949-1643031552.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Целевые ориентиры из ФГОС направленные на развитие дошкольников на примере «Рисунок человека».
Согласно ориентирам ребенок склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности; обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в к...