Критерии развития детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Лисянская Надежда Васильевна

Диагностическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Основные показатели развития ребенка раннего возраста

Возраст

Общая моторика

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. Хорошо бегает, меняя направления;

2. Проходит по ограниченной поверхности (шириной до 20 см), не оступаясь;

3. После показа ходит по доске и гимнастической скамеечке высотой до 20 см от пола, держась за руку взрослого;

4. Хорошо перешагивает через брусочки и другие невысокие препятствия на полу, начинает спускаться по лестнице чередующимся шагом;

5. Учится бросать мяч в корзину, стоящую на полу, на расстоянии не более 50 см  

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Меняет темп движения: бег-ходьба, поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого, подпрыгивает на месте на обеих ногах, учится ловить мяч, брошенный несильно, с близкого расстояния;

2. Учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную по высоте в пределах его роста;

3. Ударяет ногой по мячу; скатывает мяч с детской горки,  ловит мяч внизу детской горки;

4. Самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь

2 г. –

2 г. 6 м.

1. Хорошо бегает;

2. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу;

3. Учится спускаться по наклонной доске самостоятельно;

4. Спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги;

5. Поднимается и спускается с лестницы;

6. Перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом;

7. Хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель;

8. Толкает неподвижный мяч ногой;

9. Ловит мяч с близкого расстояния;

10.Играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках;

11. Катается на 3-х колесном велосипеде, перебирая по полу ногами

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать);

2. Самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске;

3. Может пройти несколько шагов на цыпочках;

4. Подпрыгивает на двух ногах;

5. Может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге;

6. Перепрыгивает и/или легко перешагивает невысокие препятствия (до10-15 см);

7. Хорошо бросает и «футболит» мяч

Возраст

Тонкая моторика

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. Хорошо использует ложку для еды густой пищи, может наколоть кусочки нарезанного взрослым мяса на вилку (держит столовые приборы в кулачке);

2. Листая книгу, переворачивает по 2-3 страницы одновременно, или по одной странице, если страницы книги сделаны из толстого картона;

3. Совершенствует несложные двигательные навыки: любит разворачивать фантики,  делает это с удовольствием, даже когда не хочется есть эти конфеты,  стремится открыть флакончик, который стоит в доступном для ребенка месте;

4. Начинает «рисовать», если вложить в руку карандаш  

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Ест аккуратно, без помощи взрослого, любую пищу;

2. Намыливает ладони при умывании, досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями;

3. Захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку), с небольшой помощью взрослого натягивает ботики, сапожки;

4. Отщипывает маленькие кусочки пластилина;

5. Разворачивает завернутые в бумагу (газета, калька, гофрированная, глянцевая) свертки с различными по величине предметами

2 г. –

2 г. 6 м.

1. Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями);

рисует «пальчиковой гуашью»;

2. Удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию;

3. Может попытаться скопировать «крест»;

4. Играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами;

5. Хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи;

6. Намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями  

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Рисует карандашом, держа его, как взрослый;

2. Изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии;

3. Срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест»), к 3 г. рисует человека («головоног»);

4. Самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу;

5. Ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек;

6. Собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами

Возраст

Когнитивное развитие

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. Строит башню из 3-4 кубиков;

2. Различает 4 объемные формы (шар, кубик, призма, кирпичик), находит их после показа взрослым;

3. Соотносит знакомый объемный предмет с соответствующим отверстием в ящике;

4. Находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»;

5. Собирает пирамидку без учета размера колец;

6. Различает 3-4 основные цвета, находит предмет по цвету образца;

7. Воспроизводит несложные постройки после показа («мостик», «стена», «поезд»);

8. Может указать на 1-2 изображения, назвать один объект (по просьбе показывает на картинке предмет, может назвать от 5-6 до 9 картинок из 10, если они будут показываться по очереди)

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией,

2. Вставляет 3 вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия;

3. Учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей;

4. С помощью взрослого собирает пирамидку из 3-4 ч., учитывая величину элементов;

5. Раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг – овал, квадрат – прямоугольник);

6. Учится подбирать предметы по оттенкам (синий – фиолетовый, красный – оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной);

7. Распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный)

2 г. –

2 г. 6 м.

1. Строит башню из 6-8 кубиков;

2. Ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца пирамидки), соотнося их по размерам «больше – меньше»;

3. Соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам);

4. Ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета;

5. Часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»);

6. Различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»);

7. Учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель»    

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Строит башенку из большого  числа кубиков (до 10 шт.);

2. Строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу;

3. Находит 5-6 парных картинок из 10;

4. Вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей;

5. Вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.;

6. Может назвать некоторые из 4-х основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре;

7. Собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер;

8. Имеет представление о числе (показывает и говорит «1, 2, 3, много, мало»);

9. Называет около 50 изображений по темам: «животные», «люди», «одежда», «транспорт», «мебель»

Возраст

Навыки поведения

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. Прислушивается к словам песни, иногда воспроизводит легкие по звуковому составу слова;

2. Имитирует отдельные игровые и плясовые движения, соответствующие сюжету стишка или песни;

3. Активно подражает звукам окружающей речи и живой природы;

4. Может играть самостоятельно, но все еще предпочитает общество взрослых;

5. Наблюдает за играми других детей, эмоциональными жестами и/или словами привлекает к себе их внимание

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Внимательно наблюдает за лицом взрослого при медленном произнесении слов, с удовольствием повторяет одно-двухсложные слова;

2. Играет самостоятельно, если взрослый оставил необходимые для предметной деятельности игрушки;

3. Проявляет инициативу в повседневной жизни: тянется и просит словами определенную еду, игрушку, одежду, если капризничает, то просит все «как маленький» - жестами

2 г. –

2 г. 6 м.

1. С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи;

2. Внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения;

3. Выражает несогласие со взрослым словом;

4. Выполняет указания взрослых «собери игрушки», понимает слова «хорошо», «плохо»;

5. Дает себе оценку «хороший», «красивый»;

6. Ребенок начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно;

2. Умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»;

3. Соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома;

4. Поддерживает порядок;

5. Проявляет терпение, выполняет указание «подожди»;

6. Противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я»

Возраст

Навыки самообслуживания

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. Хорошо владеет ложкой и чашкой, но иногда может капризничать и требовать помощи взрослого;

2. Всегда своевременно просится на горшок;

3. Снимает шапку, носки, варежки, ботинки, но не надевает их;

4. Во время сильной эмоциональной заинтересованности называет новыми словами необходимые предметы или требуемее действия, сопровождая свою просьбу указательными жестами;

5. Пытается повернуть дверную ручку, чтобы попасть в комнату, любит открывать выдвижные ящики и доставать оттуда вещи

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Сам надевает шапку, ботинки, носочки;

2. Знает место своего стульчика, полотенца, тапочек, куклы;

3. Совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или пакет;

4. Помогает взрослым в быту: накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), дает сумку;

проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран

2 г. –

2 г. 6 м.

 1. Хорошо держит ложку в ладони  и ест аккуратно, не обливаясь;

2. Частично одевается и раздевается;

3. Самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков);

4. Может снять расстегнутую одежду;

5. Контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами;

6. Подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу»

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек);

2. Знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого;

3. Складывает свою одежду на стульчике;

4. По просьбе убирает за собой игрушки и мусор

Возраст

Социально-эмоциональное развитие

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные слова, мимику, движения;

2. Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками (улыбается, заглядывает в глаза);

3. Хорошо знает поощрительные слова, радуется, когда их заслужил;

4. Недоволен, когда мама отвлекается на других людей, капризничает;

5. Чтобы заслужить похвалу, с удовольствием «наводит порядок» в игрушках (собирает с пола)  

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими людьми, пользуется эмоционально окрашенной речью;

2. Восторженно относится к развлечениям (хоровод у новогодней елки, поездка на детские аттракционы);

3. Интересуется новой книжкой, игрушкой, самостоятельно пытается с ней «разобраться»;

4. Упрямится, требует запретного, стремится настоять на своем;

5. «Ревнует» маму к другому ребенку, может специально задеть другого малыша, если  считает себя обделенным вниманием

2 г. –

2 г. 6 м.

1. Играет самостоятельно;

2. Проявляет фантазию;

3. Производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»);

4. Выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»);

5. Любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает-выключает свет)

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Подражает сверстникам в игре;

2. Участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки;

3. Играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»);

4. Проявляет инициативу в игре;

5. Возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»);

6. Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта

Возраст

Игра

Уровни развития

1

2

3

1 г. 6 м. –

1 г. 9 м.

1. Внимательно слушает знакомые песенки, сказки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета;

2. Играет в первые инсценировки (договаривает последнее слово, выполняет знакомое движение под музыку);

3. Объединяет в одной игре два несложных действия (посадить в коляску и покатать куклу);

4. Учится строить несложные постройки («ворота», «стол», «скамейка»);
5. Во время самостоятельной игры продолжает «выразительно лепетать» на своем языке, при совместной игре со взрослым начинает использовать простые слова

1 г. 9 м. –

2 г.

1. Играет в игры с элементами сюжетного замысла, использует заранее выученные со взрослым действия в определенной последовательности: построить из конструктора «стул» и посадить на него куклу;

2. Принимает посильное участие в игре-инсценировке, организованной взрослым;

3. В игре повторяет слова за взрослым, может по желанию произнести фразу из двух слов;

4. Называет в игре 2-3 предмета;

5. Осознанно подбирает 2-4 картинки из «Детского лото»

2 г. –

2 г. 6 м.

1. Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует на них;

2. Подражая взрослому, жалеет плачущего ребенка, больное животное;

3. Использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации;

4. Эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий,

5. Избегает неприятных событий, ситуаций;

6. Злится при ограничении свободы движений;

7. Удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза)  

2 г. 6 м. –

3 г.

1. Знает свою половую принадлежность;

2. Проявляет отзывчивость;

3. Управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»;

4. Испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми, при просмотре телевизора и т.п.;

5. Воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»;

6. Запоминает прежние эмоциональные впечатления

Выявление уровней

Количественный уровень: высокий уровень+средний уровень

                                                          все количество детей

Качественный уровень:

   высокий уровень_

все количество детей

   средний уровень_

все количество детей

   низкий уровень_

все количество детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии развития детей раннего возраста "Что должен уметь ребёнок с 2 до 3 лет"

Данный материал можно использовать как консультацию для родителей, а также- как итоговый ориентир для воспитателей детей данного возраста. Весь материал распределён по разделам, поэтому его легко испо...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Критерии развития детей раннего возраста.

Критерии развития детей раннего возраста "Что должен уметь ребёнок с 2 до 3 лет"...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Критерии нервно-психического развития детей раннего возраста

В документе представлены критерии нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни....