Проектная деятельность как основа развития мышления детей дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Проектная деятельность как основа развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность как основа развития мышления детей старшего дошкольного возраста

«Проектная деятельность является одним из основных средств активизации и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. В процессе данной деятельности активизируются и принимают произвольный характер разнообразные умственные процессы». Задачи, которые ставит перед ребенком проектная деятельность, требуют от него внимательности, активной деятельности различных анализаторов, сравнения и обобщения. Кроме всего прочего, включение различных видов проектной деятельности в повседневную жизнь ребенка позволяет развивать его память и оказывает большое влияние на его умственное развитие. Необходимо учитывать, что развитие ребенка, как и его обучение, должны проходить с применением соответствующих данному возрасту видов деятельности и педагогических средств, быть непринужденными, должны соблюдать важнейший принцип соответствия средств обучения психическому развитию ребёнка.

То, насколько полезна и содержательна будет проектная деятельность для ребенка старшего дошкольного возраста, напрямую зависит от взрослого. В ходе реализации проекта ребенок закрепляет уже полученные знания, приобретает новые умения и навыки, а также развивает свои умственные способности. Кроме того проектная деятельность позволяет сформировать у него такие качества личности как сообразительность, находчивость, самостоятельность. В проектной деятельности развиваются конструктивные умения ребенка и вырабатывается самостоятельность.

Е.А. Новикова отмечает, что развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность способствует выполнение простых логических задач и упражнений. По мнению автора, именно эти задания позволяют сформировать у детей умение выполнять следующую последовательность действий:

1. Анализ;

2. Обобщение по признаку;

3. Целенаправленное обдумывание и сравнение.

Любая необычная игровая ситуация, где присутствует элемент проблемности, вызывает интерес у детей.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте доминирующим остается наглядно-действенное  мышление, одним из основных условий успешного обучения детей является использование в проектной деятельности занимательного наглядного материала. На занятиях большое значение имеет наличие картинного и иллюстративного материала, поскольку он позволяет привлечь внимание детей, развить их образно-наглядное мышление, что в свою очередь стимулирует познавательную активность ребенка в проектной деятельности. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте в процессе проектной деятельности, по мнению Е.А. Новиковой, зависит от «адекватности созданных для этого условий, призванных стимулировать практическую, игровую и познавательную деятельность ребенка. Для этого в группе дошкольного учреждения создается уголок по теме проекта, реализуемого с дошкольниками в настоящий момент, где представлены пособия для совместной и самостоятельной деятельности».

В основе деятельности по созданию проектов лежит развитие навыков познания, умений самостоятельного конструирования собственных знаний, ориентация в пространстве, насыщенном информацией, развитие дискурсивного и эвристического творческого мышления, умения распознать, сформулировать и разрешить проблему.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектная деятельность побуждает дошкольников к творчеству. Это является плюсом коллективных данного вида деятельности перед традиционными системами образования в виду того, что творчество дошкольников всегда насыщено яркими положительными эмоциями. Проектная деятельность способствует интенсификации различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, что благоприятствует их развитию. Проблема поставленная Л. С. Выготским, получает здесь своё особое преломление и развитие, она выступает как единство эмоционального и творческого развития детей. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведёт к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает эмоционально-мотивационную сферу ребёнка.

        Целесообразно выбирать метод проектной деятельности по следующим причинам:

1. Реализация проектов позволяет достигнуть целей, поставленных любой программой.

2. Метод проектов предусматривает построение обучения на активной основе через целенаправленную деятельность дошкольников.

3. Проект позволяет наработать у дошкольников коммуникативный опыт, умение работать в команде, ориентироваться на командные цели, а также принять на себя ответственность за командный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....

Мастер - класс для педагогов: «Изобразительная деятельность и развитие мышления детей дошкольного возраста»

        Изобразительная деятельность активно используется в различных методиках по развитию мышления детей дошкольного возраста. Сегодня я бы хотела вам рассказать о методик...

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности, посредством наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий, знания о ч...