Самообразование
материал

Шендрыгайлова Елена Ивановна

Самообразование на 3 года, отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование на 3 года42.46 КБ
Файл Отчет27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Тема по самообразованию:

«Лего – конструирование и робототехника – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

на 2019 – 2022 уч.г.

Воспитатель: Шендрыгайлова Е.И.


  1. Тема -  «Лего – конструирование и робототехника – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
  2. Актуальность -

Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.

Актуальность LEGO – технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

Использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

  1. Целью моей работы является: создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

2. формировать:

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

-предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

развивать:

-пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

3. воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

2. Характеристика конструктора ЛЕГО

Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

 Неограниченный потенциал игры.

 Подходит для девочек и мальчиков.

 Подходит для всех возрастов.

 Подходит для любого сезона.

 Здоровые и спокойные игры.

 Можно долго играть.

 Развивает воображение и творческие способности.

 Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше.

 Качество видно в каждой детали.

Строится на интегративных принципах.

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности 

интеграция

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Виды конструирования:

1.Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

3.Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

Лего позволяет:

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Лего-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

Художественно-эстетическое

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Вывод: внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

 

3. Виды конструктора ЛЕГО.

Конструктор ЛЕГО можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО- Дупло.

Для малышей в раннем возрасте (от 1,5 до 3 лет) – идеальными конструкторами  будут Лего серии Дупло и Лего серии «Sоft». Кубики Дупло в 8 раз больше стандартных лего-деталей, и поэтому подходят даже для самостоятельной игры малышей, ещё не справивших первый день рождения. На коробках стоит маркировка «с 1,5 до 5 лет», но, согласно многочисленным  отзывам, даже 10- месячные крохи с удовольствием играют глянцевыми брусочками.

Они представляют  собой детали большого размера. Являются безопасными для детей, так как изготовлены из прочного и упругого материала - полимера, который удобно мыть. Развивают физические способности - общую и мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию и воображение. Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных. Используются для изучения формы и цвета.

С наборами DUPLO ваш ребёнок сможет создать персонажей и декорации к своим любимым историям из комиксов, мультфильмов, сказок и телефильмов. Хорошо знакомые ребёнку супер-герои, исследователи космоса и принцессы помогут ему собирать, играть и придумывать новые бесчисленные приключения, разгадывать тайны и рассказывать забавные истории, продолжая так полюбившиеся всем нам сюжеты!

К примеру, малышу может понравиться набор LEGO DUPLO «Вокруг света: Арктика», где малыш может играться с милыми животными северного полюса и придумывать интересные сюжеты. Девочки придут в восторг от конструктора DUPLO «София Прекрасная: королевский замок Lego»

Преимущества марки

- безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

-продуманность конструкции каждой детали: кубики легко скрепляются , а получившиеся конструкции отличаются надёжностью;

- функциональность: открывающиеся - закрывающиеся двери и окна, стреляющие пушки, сами ездящие и воспроизводящие звуки поезда т. д.

- универсальность: в серии присутствуют наборы, созданные специально «унисекс». На практике малыши обоих полов с одинаковым удовольствием играют со всеми комплектами; широк и потенциал для развития ребёнка. Дупло – долгоиграющий конструктор.

«Для детей 3-6 лет» конструкторы Лего представлены в самом большом ассортименте – от одиночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъёмники и др.), Даша – следопыт, зоопарк  др.

LEGO JUNIORS  (Лего Джуниорс). Возраст: 4+  

Серия LEGO Juniors разработана для того, чтобы предоставить детям 4–7 лет соответствующий их возрасту уровень сложности и творческой игры. Интуитивно понятные игровые инструкции помогут детям собрать каждую часть набора и подскажут много весёлых ситуаций и идей, которые дети могут воссоздать. Крупные наборы содержат пронумерованные пакеты с кубиками для различных частей модели. Ребёнок может выбрать, какую часть набора ему строить в первую очередь, и легко найти нужные кубики.

 LEGO FRIENDS (Лего Френдс). Возраст: 5+  

Великолепная серия наборов LEGO для девочек! История серии Подружки LEGO сосредоточена вокруг повседневных дел пяти девочек в вымышленном городе под названием Хартлэйк Сити. У каждой из подружек есть своя индивидуальность и интересы. Большие наборы помогают создать различные части города, где девочки могут работать и отдыхать: центр города, пригород, пляж, площадки для кемпинга и горы. Благодаря наборам Лего Френдс девочки могут создать настоящий город-мечту!

LEGO CITY (Лего Сити). Возраст: 5+  

Нет еще одной такой игрушки, которая бы так детально и точно описывала город и жизнь в нем, как развивающие конструкторы серии Лего Сити. Эти наборы непременно понравятся как мальчишкам, так и девчонкам. Наверное, каждый маленький строитель мечтает о собственном городе, построенном по индивидуальному проекту.  Именно эту детскую мечту и исполняют конструкторы серии Лего Сити, дающие возможность создавать неповторимые, особенные здания, своеобразные улицы и всевозможные различные сооружения.

Из разных элементов можно создать целый мир, со своими уникальными персонажами и строениями.

«Для детей от шести лет» предусмотрены большие наборы. От предыдущих они отличаются большим количеством деталей и сложностью постройки. Среди наиболее трудозатратных коллекций: лего-Звездные войны, различные средневековые замки, Бен Тен и другие. 

LEGO PRINCESS (Лего Принцесс). Возраст: 6+  

LEGO Disney Princess — одна из самых популярных серий для девочек! Серия Лего Принцесс посвящена самым популярным героиням — Золушке, Эльзе, Рапунцель, Ариэль, Авроре, Мериде, Софии Прекрасной. Конструктор ЛЕГО Принцессы Диснея представляет собой классический набор, в котором есть кубики ЛЕГО и аксессуары для строительства замка или крепости, мини-фигурка Принцессы и дополнительные составляющие для декора.

LEGO ELVES (Лего Эльфы). Возраст: 6+  

Конструкторы Лего Эльфы открывают деткам волшебный мир стихии и магии. Начинается история с девочки Эмили Джонс, которая чудесным образом попадает в страну Эльфов. Эльфы — добрые существа и с радостью показали ей свой магический и уютный мир. Но Эмили скучает по своей семье и хочет вернуться в мир людей, что, к сожалению, сделать не так просто. Эльфы помогают ей, собирая волшебные ключи для того, чтобы Эмили могла вернуться домой.

LEGO BIONICLE (Лего Бионикл). Возраст: 6+  

Несмотря на то, что конструкторы данной серии рассчитаны на детей от 6 лет, у них есть огромное количество взрослых поклонников. Это происходит благодаря безграничному вымышленному миру, окутывающему серию. Противостояние добра и зла, параллельные миры, вымышленные вселенные, технические новшества, мутации и фантазийные образы не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.  

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2022 г.

Год, месяцы

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

Родителями

1

2019 г. Сентябрь-ноябрь

-Беседа с

детьми на

тему: «Знакомимся

с мультимедийным оборудованием в нашей группе».

- Разработать игры для детей по лего-конструированию

- Разучивание

артикуляционной и

пальчиковой

гимнастики

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие творчества через лего-конструирование у дошкольников»

-Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

- Изучение литературы

- Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

- Консультация для родителей «Использование лего-конструирования в повседневной работе воспитателя».

- Памятка для родителей «Играйте вместе с нами»

2

2019-2020  г. декабрь-февраль

Индивидуальная работа по подготовке к долгосрочномупроекту Долгосрочный проект "Лего-конструирование и робототехника - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству"

- Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования.

- Подготовка к празднику осени «Осенины»

- Индивидуаль-ная работа по подготовке к мероприятию (слова, костюмы)

Использование видеоматериалов для проведения ОД

- «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста с использованием лего».

-Консультация для родителей «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников.

- Родительское собрание «Задачи программы «Развития» в подготовительной к школе группы Возрастные особенности детей с исполь-зованием лего в ДОУ».

2020 г. март-май

Интерактивные и видео физ. минутки.

- Разработка игры для детей

- Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним.

Вечер стихов с логопедом лего

 - Изучение Баранова В.В. «Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет».

Памятка: «Правильное использование детьми лего-конструктора дома».

2020 г. сентябрь-ноябрь  

-Работа с интерактивной доской. Правила пользования.

- Разработать игры для занятий по лего-конструированию и робототехнике

- Продолжать реализовыфвать проект

- Запуск Адвент- календаря на своём мини сайте в nsportale.ru

- Игра «Что лишнее?» Цель: Упражнять в умении строить предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

- Игра «Подбери пару и объясни»

Совместное подготовка детей и родителей к род.собранию

- Написание отчёта о проделанной работе

Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

-Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков               детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»

Буклет для родителей «Играем в ЛЕГО конструктор всей семьей».

Памятка для родителей «Играйте вместе с нами»

2020 – 2021 г. декабрь-февраль

-Разработать игры для формирования математических представлений.

 - Игра «Собери Незнайку в школу»

- Игра «Чей, чья, чьё?»  

Легачева Е. Н. «Развитие лего-конструирования старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»

Консультация для родителей «Возможности использования ЛЕГО с детьми дошкольного возраста»

2021 г. март-май

- Разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастики с использованием ИКТ.

Подготовка с учителем -  логопедом  праздника для пап с использований ЛЕГО «От простого к сложному»

Родительское собрание с использованием ЛЕГО

2021 сентябрь - ноябрь

- Работа детей с лего. Правила пользования.

- Подготовка праздника  для мам с использованием лего-конструктора ( подбор стихов, танец , песен)

- Разработать игры для детей на развитие математических представлений с использованием ЛЕГО

Игра «Дружок, съешь пирожок»  Игра «Волшебные бусы»  Игра «В гостях у Белоснежки» 

Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы ОД

- Презентация для родителей «Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками»

- Памятка для родителей: «Правильное использование детьми ЛЕГО конструктора».

2021 – 2022 декабрь - февраль

Работа детей с ЛЕГО-конструктором. Правила пользования.  

Реализация долгосрочного проекта

- Подготовить видеоматериал о лего-конструировании

- Разработать видеоматериалы о космосе с использованием лего-конструктора.

Совместно с родителями и детьми создать семейные мини презентации: «Играем дома»

2022 г март-май

Итоговое занятие по развитию лего-конструирования и робототехники

Презентация Посвященное к юбилею ВОВ «Спасибо деду за победу!»

Создание медиатеки игр по лего-конструированию и робототехнике

Публикация на  официальном сайте «nsportal». Статьи по теме самообразования

Библиографический список:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

5. Интервью со скрайбом [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http://www. designmanagement. ru/articles/articles/?id=328 – Заглавие с экрана.

6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.

7. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

8. Мастер-класс. Скрайбинг. Как нарисовать презентацию [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: https://sites. /site/mkskrajbing/vidy-i-tehniki-skrajbinga – Заглавие с экрана.

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

10. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

12. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81

13. Рисуйте, рисуйте простое и сложное: 4 способа создать скрайбинг своими руками [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/62/risuitie-risuitie-prostoie-i-slozhnoie-4-sposoba-sozdat-skraibingh-svoimi-rukami – Заглавие с экрана.

14. Скрайбинг как способ визуального мышления [Электронный ресурс]: информационная статья. – Режим доступа: http:///ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia

15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

16. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

18. Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска  «Детский сад №26  «Радость»

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 «Лего – конструирование и робототехника – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»

Воспитатель: Шендрыгайлова Е.И.

2022

В 2019-2022 учебном году я работала над темой по самообразованию: «Лего – конструирование и робототехника – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству».

Актуальность

Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.

Актуальность LEGO – технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

Использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.

Проблема: конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников

 Цель: создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы.
  3. Разработать картотеку игр по лего-конструированию и робототехнике
  4. Оформить уголок по лего-конструированию и робототехнике в группе.
  5. Ориентировать семью на лего-конструирование и робототехнику.

В течение 2021-2022 учебном году я продолжила изучать тему по самообразованию«Лего – конструирование и робототехника – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству».

Глубже ознакамливалась с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей интеллектуальные возможности с помощью ЛЕГО-конструктора и робототехники.

Изучение темы начала с литературы: 

  1. В."Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов" издательство ДМк-Пресс, 2016 г.
  2. Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год
  3. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
  4. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002
  5. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.
  6. ПервороботLegoWeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – LegoGroup, 2009. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM).
  7. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В.Фешина.-М.: Сфера, 2011.
  8. Программа дополнительного образования «Роботенок» - (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
  9. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
  10. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
  11. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/.
  12. Портал «Все о наших детях» http://for-children.ru/zdorove-rebenka/516-pitanie-detey-v-detskom-sadu.html
  13. «НС – портал» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
  14. Образовательный портал http://фгос-игра.рф

 Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о лего-конструировании и робототехнике в ДОУ.

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по лего-конструированию и робототехнике

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с лего-конструированием и робототехникой

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В качестве наглядного материала во время ООД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления, также использую ИКТ.

Во всех мероприятиях активное участие принимали наши родители.

Подводя итог, я сделала вывод, что формирование Лего – конструирования и робототехники проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй, социальными партнерами .Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания интеллектуального развития. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Выводы:

Значительно возрос уровень сформированных интеллектуальных знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края, дети проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, в которой живут.

Выражают положительное отношение к миру, к своему городу,  дружбе, ко всему живому.

Стали активны в познавательной деятельности.

Перспективы на 2022-2023 учебный год:

-продолжить работу по данной теме.

-разработать  новые игры и игровые упражнения по данной теме;

-изучить новинки методической литературы.

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников используя лего-конструктор и робототехнику.

В настоящее время работа по ЛЕГО-конструированию и робототехнике актуальна и мы будем продолжать прививать детям интерес к познавательной деятельности. Очень хочется, чтобы в семьях наших воспитанников взрослые играли в лего и конструировали.

       Кто—то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок не простой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...