"Хоровое пение в детском саду" доклад по самообразованию.
материал

Лаукарт Ирина Владимировна

и

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horovoe_penie_v_detskom_sadu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                «Формирование навыков

           правильного звукообразования».

         Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе

обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха и голоса.      

         Действительно, музыкальный слух – центральное ядро всех музыкальных способностей. Но, во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать. По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, врачей-фониатров «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике»,

то есть пению!

         В передовых методиках обучения игре на фортепиано пению отводится значительная роль, а такой важнейший музыкальный предмет, как сольфеджио, неразрывно связан с пением. Таким образом, пение является важнейшей основой для развития всех музыкальных способностей.

         Что касается маленьких детей, то они чаще всего показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведёт к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребёнок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!

         Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. И всё это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры, развития художественного вкуса.

         Пение в хоре развивает у детей также привычку к длительному сосредоточения внимания. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора! Дети это знают и стараются сосредоточиться. Такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается в дальнейшем и на общей успеваемости детей в школе.

       В соответствии с устоявшимися представлениями, диапазоны песен,

которые сочиняются для дошкольников, узки, а тесситура их, в основном, средняя и низкая. Если говорить о задаче развития певческого академического голоса в детском саду, то надо признать необходимость тональной корректировки большинства произведений детсадовского репертуара, в том числе и народных песен. Те же самые песни, транспонированные на 1 – 1,5 тона вверх объективно выводят голос на фальцетный режим работы, который является наиболее правильным и щадящим, нежели грудное пение.

       Но обучение дошкольников правильному фальцетному голосообразованию рождает сразу несколько проблем.

  1. Фальцетное пение тише грудного и не так ярко и красочно.

     В результате у некоторых воспитателей, возникает неприятие такого      

     пения. Они начинают просить детей петь громче, что вредит работе  

     музыкального руководителя, и идёт вразрез с его требованиями.

  1. Правильное пение фальцетом на относительно высоких звуках требует от вокального аппарата больше энергетических затрат, чем пение в разговорной манере и в низкой тесситуре. Соответственно, необходима огромная отдача самого педагога, если он хочет добиться поставленной цели. Особенно много энергии требуется для обучения мальчиков и особенно в тех случаях, когда они  не любят петь. Педагог должен сознательно повышать темп, интенсивность занятия, чтобы включать детей в работу.

  1. Обостряется проблема культуры аккомпанемента. Слишком громкий аккомпанемент провоцирует форсированный звук и, соответственно, грудное голосообразование. Фальцетное же звукообразование, особенно на начальном этапе, требует более тихого, мягкого, культурного аккомпанемента, а в некоторых случаях и вообще отказ от него. Во время учебной певческой работы целесообразно использовать одноголосную поддержку пения на инструменте.

  1. Фальцетное пение помогает увидеть проблему, которая не заметна при    

          грудной манере фонации, а именно – проблему охраны здоровья

          детского голоса. Услышать сип в фальцете легче, чем в грудном

          звучании. Таким образом, обучение фальцетному голосообразованию

          с его лёгкостью, звонкостью, но не крикливостью, воспитывает

          культуру общения и решает задачу охраны голоса ребёнка со всеми

          плюсами для его общего самочувствия!

                Чтобы настроить голос ребёнка на фальцетное звучание, следует предложить ему петь в высокой тесситуре. Важнейшее значение имеет

также активная работа артикуляционных органов. Не случайно так неразрывно связано у плохо поющих дошкольников грудная манера звукообразования, фальшивая интонация и вялая работа рта.

         Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного пространственного расположения поющих, поэтому детей, интонирующих «плохо» и «хорошо» надо чередовать, усаживая через одного.

         Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения

(прямая спина, опора на пятки)

         В работе с дошкольниками можно использовать кукол из кукольного театра с открывающимся ротиком, на которых можно показывать, как правильно открывать рот («как кукла Катя», вниз, широко и свободно), преимущественно вертикально, это способствует округлению звука.

         Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим

требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это способствует развитию навыков правильного звукообразования,

напевности. Работая над формированием округлых гласных в песнях

с умеренным темпом, для ровности звука целесообразно использовать упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание уделяется звуку «о», специального округления требуют звуки «и», «а», «е». Необходимо показывать детям, как гласные звуки мы тянем, а согласные произносим чётко, быстро и легко. Особое внимание уделяется согласным в конце слов.

         Приведу примеры игр и упражнений на развитие голоса, которые хорошо использовать на музыкальных занятиях с детьми 4 – 7 лет.

Эти игры значительно улучшают музыкально-певческое развитие детей.                                        

               I. Игры на развитие правильного звукообразования.

   

  1. «Качели»

На этом упражнении дети учатся исполнять глиссандо - «скольжение». Во время пения глиссандо мы проговариваем «куда пошёл звук» - вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели – вверх и вниз. После этого каждому ребёнку предлагается произнести любой звук или слово приёмом глиссандо. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.

                               Качели на верёвочках

                               Понравились девчоночкам,

                               И мальчики довольны:

                               Все покачались вволю!

  1. «Ракета»

«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используем приём глиссандо вверх: «ракета взлетела».

   

                II. Игры на развитие импровизации.

                 «Спой вместе со сказочным героем»

а) Какую песню пела мама-Коза, когда возвращалась к своим козлятам?

   

    Козлятушки, ребятушки,

    Отворитеся, отопритеся!

    Ваша мама пришла,

    Молочка принесла!

б) Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?

    Я Колобок, Колобок,

    По сусеку скребён,

    По амбару метён,

    На сметане мешён,

    На окошке стужён.

    Я от бабушки ушёл,

    Я от дедушки ушёл…

в) Что пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?

    «Битый небитого везёт…»

В процессе данных упражнений педагог показывает пример, предлагает выполнить упражнение более способным детям, поощряет оригинальность исполнения. Можно использовать приём театрализации: пение вместе с театральной куклой и др.

     

                   III. Игры и упражнения для развития дыхания.

  1. «Весёлый паровозик».

Детям даётся установка: «Чей паровозик дольше проедет?»

Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…», - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватит дыхания.

  1. «Воздушные шарики».

Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», со звуком «тс-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

  1. «Сердитая муха».

Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з…» - на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

  1. «Исполнение скороговорки»

Скороговорка должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха. Например:

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка…

Чем больше «Егорок» сможет назвать ребёнок, тем больше у него объём лёгких.

 

         

                             

                         ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. А. Шереметьев

«Хоровое пение в детском саду».

  1. М. А. Варинская

«Развитие правильной певческой позиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое пение в детском саду

Хоровое пение в детском саду...

Статья на тему "Хоровое пение в детском саду"

Хоровое пение в детском саду...

Хоровое пение в детском саду

Статья о том, что в последнее время большое внимание уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Важной задачей музыкального образования дошкольников считается воспитание навыков пен...

2017 г.-"Хоровое пение в детском саду"

quot;Хоровое пение в детском саду"...

Хоровое пение в детском саду

«Хоровое пение» направлено на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей. ...

Хоровое пение в детском саду

    Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональны...

Статья "Вокально - хоровое пение в детском саду"

                       Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они ...