ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
статья

Елена Сергеевна Синичкина

Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_ideya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»

Актуальность проблемы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.

Одним из методов развития познавательной активности является эксперимент, главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

ЦЕЛЬ моей работы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Исследования и опыты включаются мною в различные формы работы с детьми и направлены на решение следующих задач:

ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать у детей познавательную инициативу, умение

сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые

связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о

мире.

  1. Развитие у детей умственных способностей: - развитие

мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

  1. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие

коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного

самоконтроля и саморегуляции своих действий.

  1. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при

проведении игр-экспериментов.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно - предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы приняли участие в федеральном проекте Успех каждого ребенка и разработали программу дополнительного образования «Юный исследователь», где я являюсь руководителем.

Для этого в саду создана соответствующая развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

•        безопасность для жизни и здоровья детей;

•        достаточность;

•        доступность расположения.

Для развития познавательной активности и элементарных естественных представлений об объектах и явлениях природы, свойствах и качествах различных материалов, здесь имеются:

•        Приборы для проведения опытов и экспериментов (лупы, водяная мельница, термометры, песочные часы, пипетки, зеркала, магниты и пр.);

•        Различные емкости (пластиковые стаканы, тарелки, контейнеры, воронки, мерные ложки и т.п.).

•        Материалы: природные (камни, глина, песок, перья птиц, шишки, желуди, семена растений и пр.); рукотворные (различные виды тканей, бумаги, резина, кожа, деревянные, металлические, пластмассовые мелкие предметы, пр.);  бросовые (трубочки для сока, пробки, кусочки поролона, пенопласта, киндер-сюрпризы и пр.);

•        Сыпучие продукты (мука, сахар, соль, крахмал, красители, крупы и пр.)

По программе мы получили: 

1. Микроскопы световые

2. Цифровую лаборатория по экологии

3. Лабораторные весы с разновесами

4. Химическую посуду для опытов

Наряду с этим имеется картотека экспериментов. В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии: «Я познаю мир…», «Всё обо всем» и другие.

А также наш детский сад, является республиканской опорной площадкой «Апробации модели научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров дошкольного и начального образования Республики Мордовия», я являюсь администратором.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

  • Живая природа: в данном направлении обращаю внимание н характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и другие. Ребята с очень большим интересом наблюдают за всей экспериментальной деятельностью, которую они проводят.
  • Неживая природа: провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом,

цветом, температурой и др.

  • Человек: раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений.

      Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

сюжетно-ролевая игра;

рассматривание;

наблюдение;

беседа;

экскурсии;

конструирование;

экспериментирование;

исследовательская деятельность.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая,

часто интегрируется мною с другими видами деятельности:

  1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование. (Например: рассказ «Про снежный колобок» Н. Калининой и опыт со снегом).
  2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Например: тема: «Камни, их свойства и конструирование домика или «Свойства песка» и рисование на мокром песке)
  3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра (например, тема: «История стула» и сюжетно-ролевая игра «Музей».)

      Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации.

Прогулка - это замечательное время, когда я могу постепенно приобщать малышей к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях и получить ответ на вопросы: Зачем лед посыпают солью? Как получить цветные льдинки? Почему нельзя есть снег? Можно ли сделать посуду из песка? Куда делась вода? и пр.

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты

На сайте ДОУ, для родителей и общественности представлен различный теоретический и практический материал по развитию исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, вся моя работа по формированию и развитию познавательной активности детей через элементарное экспериментирование направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение  представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова А.И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие  для работников дошкольных учреждений.- М.:ТЦ Сфера, 2004
  2. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая идея

В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"...

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Ведущая педагогическая идея.

Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание....

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

педагогическая идея

мысли в слух...

педагогическая идея

педагогическая идея для воспитателя года...