Мотивация дошкольников к театральной деятельности.
методическая разработка (подготовительная группа)

Лизунова Ольга Геннадьевна

Выступление перед педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ№8г. Сим

Лизунова Ольга Геннадьевна

воспитатель 1 категории

стаж работы 15 лет.

Мотивация дошкольников к театральной деятельности.

(все возрастные категории)

 В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и успешности ребёнка.

  Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность, потому что она эффективный способ  воздействия на детей и в ней наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованная  деятельность  – кладовая для решения многих педагогических задач,  это  самый распространенный вид детского  творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное  наслаждение.Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:

  • разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);
  • регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
  • снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
  • раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
  • создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»

Атрибуты для театрализованной деятельности

Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. Мотивацией к театральной деятельности служит предметно-пространственная среда, созданная педагогами и позволяющая воспитанникам увлечься этим видом деятельности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок. Среда обеспечит совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого  у нас  в группах  имеются театральные уголки,  которые способствуют  самореализации и самовыражению ребенка.

2 младшая группа

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Средняя группа

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играмРасширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок.Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки.

Подготовительная группа

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки.

Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть несколько вариантов персонализировать работу. Выбор зависит от того, какую цель индивидуализация преследует. Например, если малыш — интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. И если никакие способы привлечь его к публичным выступлениям не действуют, то, вероятно, стоит найти для него иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то стоит уделить их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если малыш отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими ремарками.Дети, у которых нет проблем с заучиванием длинных текстов, получают главные роли — это основной принцип индивидуализации театрализованной деятельности

Каждый ребёнок к старшему дошкольному возрасту осваивает свои способы самореализации в театральном творчестве. Но воспитатель по мере возможностей должен приобщать малышей к разным видам активности в этом виде деятельности, используя подходящие приёмы, а также варианты работы в малых группах, парах.

Огромную роль в мотивации и организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. На выступлениях детей младшего возраста родители играют главные роли на открытых мероприятиях, а подготовительной группе дети сами исполняют все роли( это вы увидите в видео презентации).Родители помогают в изготовлении  декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Подводя итоги, хочется отметить, что компетентность ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности определяется уровнем развития речи и эстетического восприятия действительности, умением подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение и актерские навыки. Все это непременно способствует речевому развитию дошкольников.

Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении  и  применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать  работу с детьми, ставить новые спектакли.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры повышающие мотивацию дошкольников к учебной деятельности

   Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста мной подобран и апробирован комплекс специальных упражнений в течении девяти месяцев. Этот кмплекс мож...

Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».

Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....

Здравствуйте! Сегодня я хочу поделиться с вами способами мотивации дошкольников к проектной деятельности, которые я применяю в своей педагогической практике.

1 слайдДобрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу поделиться с вами  способами мотивации дошкольников к проектной деятельности, которые я применяю в своей педагогической практике. 2 слайд...

Сценарий театрального ринга для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»

Театральный ринг  позволит расширенить знания педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать практические навыки, необходимые в работе с детьми по данному направлению....

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...

Занятия по повышению мотивации дошкольников к познавательной деятельности.

Материал содержит ряд занятий для повышения мотивации дошкольников к познавательной деятельности....