Отношения привязанности как основа психического здоровья детей в семьях и в условиях сиротских учреждений.
статья

Данная статья дает представление об основных потребностях детей младенческого и раннего возраста, удовлетворение которых является критически важным для их нормального развития и психического здоровья как в детстве, так и во взрослом возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отношения привязанности как основа психического здоровья детей в семьях и в условиях сиротских учреждений.

Система призрения за младенцами существует с 19 века, однако в те времена уровень смертности детей в условиях учреждений был на очень высоком уровне. После того как в 20 веке изменились условия сиротских учреждений, и дети в них стали обеспечены полным уходом, медицинским обслуживанием и игрушками, соответствующими возрасту, смертность стала снижаться, однако открылась другая сторона – все  дети, имевшие опыт жизни в сиротских учреждениях, таких как дома ребенка, имели существенные отставания во всех областях развития – физическом (в т.ч. задержки в росте, окружности головы), познавательном (внимание, память, общее интеллектуальное развитие), социально-эмоциональном развитии (способность выстраивать отношения со взрослыми и детьми, способность к регуляции эмоций), формировании привязанности, в том числе имели психические расстройства.

Тогда перед исследователями встал вопрос -  в чем же причина такой колоссальной разницы в развитии детей в семьях и в учреждениях. Анализ качества взаимодействия взрослых и детей в условиях домов ребенка показал, что действия ухаживающего персонала во время выполнения процедур по уходу за ребенком были механистичны и носили поверхностный характер, взрослые почти не взаимодействовали с детьми, кроме того сама внутренняя организация сиротских учреждений не позволяла детям и взрослым выстраивать отношения привязанности, которые являются критически важными для развития ребенка во всех сферах. Ученые доказали, что для нормального психического и физического развития ребенка ему прежде всего необходимо формирование безопасных отношений привязанности с близким взрослым. (Bowlby, 1951; Ainsworth et al., 1978; Плешкова, Мухамедрахимов, 2008; Мухамедрахимов, 1999).

Основателем теории привязанности является американский психолог, психоаналитик Джон Боулби. Он утверждал, что у младенца есть врожденные потребности, и основная из них - потребность в безопасности. Он говорил, что это биологически обусловленный механизм – когда младенец, проявляя сигналы тревоги, дискомфорта, демонстрирует их матери (близкому взрослому) с целью получить удовлетворение своих потребностей и ощутить себя в безопасности. Это обеспечивало выживаемость младенца и человеческого вида в целом.

Вместе с Джоном Боулби изучением привязанности занималась американо-канадский психолог Мэри Эйнсворт. Она говорила о привязанности как о качестве отношений между матерью (или лицом ее заменяющим) и ребенком. Младенец демонстрирует матери свои потребности, она интуитивно распознает потребность, которая стоит за поведением ребенка, и удовлетворяет ее, таким образом ребенок учится доверять матери. Но если мать по каким-то причинам не может адекватно отреагировать на потребности ребенка, младенец получает опыт нечувствительности со стороны матери. В этом случае любой ребенок будет либо стараться успокоиться самостоятельно, либо найти какой-то способ получить необходимую поддержку матери – то есть вырабатывает стратегии поведения, позволяющие ему достичь максимальный комфорт и безопасность в отношениях с матерью.

В зависимости от типа реагирования матерью на сигналы дискомфорта ребенка, и особенностями поведения ребенка в ответ на реакции матери, М. Эйнсворт выделила 4 типа привязанности.

Таким образом, качество отношений привязанности с близким взрослым первостепенно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его способность доверять, быть расслабленным, уверенным, исследовать мир и развиваться.  Полученный эмоциональный опыт оказывает влияние на все сферы функционирования ребенка, а выработанные стратегии поведения в отношениях с близким взрослым в первый год жизни могут переноситься на отношения с другими взрослыми, сверстниками, и сохраняться в дошкольном, в школьном возрасте, а также во взрослой жизни.

Обобщая результаты научных трудов по теории привязанности можно выделить ряд необходимых условий, для формирования безопасных отношений привязанности:

Во-первых, Стабильность и предсказуемость социального окружения (то есть в окружении ребенка должно находиться ограниченное число взрослых, которые близко взаимодействуют с ним, осуществляют уход, а их поведение должно быть предсказуемым, то есть ребенок должен быть уверен, что когда он демонстрирует признаки тревоги, взрослые одинаковым образом обратятся к нему с утешением).

Во-вторых, Эмоциональная доступность близкого взрослого (т.е. способность взрослого откликнуться на обращения и сигналы ребенка. Такое поведение часто недоступно у взрослых с небезопасными типами привязанности, а также у взрослых, находящихся в депрессии).

И в-третьих, Способность взрослого видеть, понимать и адекватно реагировать на сигналы и потребности ребенка (например, в случае боли утешать, а не ругаться, что полез туда, куда не следует).

Эти характеристики ближайшего социального окружения ребенка необходимы для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития, психического здоровья и благополучия ребенка вне зависимости от места его проживания – семья или учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...

«Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.В качестве одной из составляющих здоровья человек...

Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду

Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....

Консультация для педагогов: «Условия для сохранения психического здоровья детей в семье»

Консультация для педагогов:«Условия для сохранения психического здоровья детей в семье»...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...