Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления детей с окружающим миром
учебно-методический материал (старшая группа)

Юрская Ирина Николаевна

Удовлетворяя  свою любознательность в процессе активной исследовательской  деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,  пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoe_metodicheskoe_obedinenie_vospitateley.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение воспитателей

выступление на тему:  

Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления детей с окружающим миром

Автор: Юрская Ирина Николаевна

                                 Должность: воспитатель

высшей квалификационной категории

   муниципальное бюджетное дошкольное

                                        образовательное учреждение

                               «Детский сад «Берёзка»

                      г. Новый Уренгой
                                                    Ямало-Ненецкий автономный округ

2022 год

Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.

Удовлетворяя  свою любознательность в процессе активной исследовательской  деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,  пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Интерес у детей дошкольного возраста  формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно субъективная сущность характер, процесс, результат.

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности :радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению.  Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно

сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.

Любознательность – первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью; - выступает как первоначальная форма познавательного интереса и представляет  собой  непосредственное  и

познавательное недифференцированное отношение;Таким образом, можно отметить, что любознательность является стадией развития познавательного интереса и представляет собой активное стремление познавать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием исследовательской деятельности и экспериментирования встречаются в работах разных авторов, авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.Экспериментирование как метод исследовательской деятельности способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой деятельности по разделу «Ознакомление детей с окружающим миром» в группе раннего возраста .

Программное содержание:  Дать детям представление о цыплёнке:  желтый, пушистый, бегает, клюёт зёрнышки, пищит – «пи-пи – пи»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»

Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...

НОД Познавательно – исследовательская деятельность посредством ознакомления детей с окружающим миром "Приготовление волшебных красок ".

НОД    «Познавательно – исследовательская  деятельность посредством ознакомления детей с окружающим миром»Воспитатель:Ктениди Елена Анатольевна.Тема: «Приго...

Статья на тему Проектная деятельность как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Наиболее эффективной системой экологического образования в ДОУ, основанную на интегрированном подходе, интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деяте...

Театрализованная игра в детском саду как одно из средств ознакомления детей с окружающим миром.

Консультация для родителей о важности театрализованных игр в дошкольном возрасте, их значении при ознакомлении с окружающим миром....

Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство ознакомления детей с окружающим миром»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - всё это пом...