РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ»
рабочая программа (младшая группа)

Кабалина Татьяна Николаевна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_emotsionalnomu_intellektu.docx78.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

                                                                                                 

ПРИНЯТО:                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом                     И.о. заведующего

протокол №    от                                   МАДОУ «Мещеринский детский сад

                                                                общеразвивающего вида «Светлячок»

                                                                                      __________Акифьева Л.А.                         

                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ»

на 2021 – 2022 учебный год

                                                                                                   

                                                                         

                                                        Разработала:

                                                                                    воспитатель Кабалина Т.Н.

Мещерино – 1

2021

Пояснительная записка.

Эмоции - постоянный спутник человека, оказывающий беспрерывное влияние на всю его жизнедеятельность. Как часто факторы эмоциональной природы препятствуют установлению нормальных отношений между индивидом и группой. Формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности

Эмоциональный ум гораздо быстрее, чем рациональный бросается действовать. Поэтому говорят, сначала эмоции – потом разум. Так мы устроены, что в основном мы не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая - либо эмоция, но мы можем оказать влияние на продолжительность ее действия. Человечеству необходимо с детства учиться контролировать эмоциональный разум, стараться не позволять эмоциям нас «захватывать». Мы можем развивать умение осознавать эмоции и давать им разумный выход, для того чтобы затем с помощью интеллекта принимать обдуманные решения.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому разработана программа, включающая занятия с пластилином, рисование красками, карандашами, вырезанием из бумаги, прослушиванием сказок и классической музыки.

Метод арт-терапии возник в 30-е годы ХХ века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Термин «арт-терапия» /буквально: терапия искусством/ ввёл в употребление Адриан Хилл (1938 г.) при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисующей психотерапией (А.И. Захаров, 1982 г.) или изотерапией (Р.Б. Хайкин, 1988 г.).

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей

З. Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самоуважения.

Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

  • комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
  • многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
  • относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
  • способностью к интеграции, трансформации.

Ребёнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост ребенка.

При разработке программы «Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста посредством арт – технологий» мы опирались на следующие нормативно – правовые документы:

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», где прописано в одной из задач ДОУ осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка, в том числе и в эмоционально – волевой сфере.

«Конвенцией о правах ребёнка» Ст. 23 дети, имеющие особенности в развитии имеют право на достойную и полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Ст. 27 дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ст. 29 п. 1 образование детей должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей детей в их самом полном объеме.  Ст. 31 дети имеют право на участие в культурной жизни и занятии искусством. Таким образом, данная работа реализует государственные гарантии и соблюдение прав ребёнка в области обучения.

Новизна данной программы заключается в развитии столь важного феномена в дошкольной психологии – эмоционального интеллекта дошкольника. Доказанный факт: эмоциональный интеллект и связанные с ним качества личности способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим достижениям. Эмоции направляют и организуют восприятие внимание память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Данный подход позволяет использовать развитие эмоций детей для развития интеллекта в целом.

В качестве приоритетного направления выбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка через использование арт-терапевтических техник, что активизирует развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в МАДОУ «Светлячок» программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,

Т. С. Комаровой.

Цель программы: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством арт-терапии.

Задачи:

  • Формирование умения детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние через творчество.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, гармонизация эмоциональной сферы.
  • Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.
  • Формирование способов эффективного взаимодействия: умения сотрудничать, проявить инициативу.
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Снижение уровня тревожности, агрессивности, демонстративности, замкнутости.
  • Оптимизация детско-родительских отношений.

Общие психолого-педагогические принципы, на которых построена программа.

  • Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».
  • Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.
  • Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т.д.
  • Принцип оптимистического подхода в работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
  • Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.
  • Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
  • Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

Программа выстроена в соответствии с принципами сохранения психофизиологического здоровья детей, каждое из направлений работы организуется педагогом в соответствии со стандартами дошкольного образования. Работа по программе ведется с учетом поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства. Психологическая безопасность детей обеспечена через индивидуальный подход, выстраивание содержания в соответствии с возрастом.

Таким образом психолого-педагогическая экологичность, то есть отсутствие риска причинения вреда детям обеспечена.

Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами

  • Принцип открытости: каждый родитель и педагог проинформированы о целях, содержании, методах реализации программы. Родители и педагоги могут принимать участие во встречах с детьми, являясь полноправными участниками образовательного процесса.
  • Принцип партнерских отношений: с педагогами и родителями ведется отдельная работа, направленная на повышение их психологической компетентности, развитие мотивации к дальнейшей совместной деятельности по созданию благоприятных условий для развития у детей эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.
  • Принцип активного участия: для достижения планируемых результатов необходимо активное участие педагогов и родителей, их внимательное отношение к вопросам развития эмоционального интеллекта у детей, а также к вопросам самосовершенствования и саморазвития. Помимо этого, родители и педагоги проводят анализ эффективности реализации развивающей программы, вносят свои замечания и предложения.
  • Принцип единства целей: все участники образовательного процесса стремятся к достижению одной цели – полноценному и счастливому проживанию ребенком периода дошкольного детства, для достижения которой необходим ряд условий, одним из которых является успешная социальная адаптация ребенка.

Участники: дети младшего дошкольного возраста.

Направленность программы: развивающая.

Форма работы: групповые занятия.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия: 15 – 20 минут.

Сроки реализации программы: 1 учебный год.

Структура занятия

Этапы работы

Комментарий

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).

Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

Рефлексия – оценка занятия (беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

Поскольку развивающая программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то педагог должен следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированные подходы, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. упражнения на мышечную релаксацию по Э. Джекобсону (снижают уровень возбуждения, напряжения);
  2. дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н. и Куликовской Т.А. (действует успокаивающе на нервную систему, обогащает мозг кислородом, что способствует активизации мышления);
  3. мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
  4. пальчиковую гимнастику и самомассаж по Рузиной М. С. (снимают напряжение, оказывают развивающее и терапевтическое значение на мелкую моторику рук);
  5. упражнения на профилактику зрительных нарушений по С.Мартынову (направлены на снятие напряжения с глазных мышц и психического напряжения).

Начало и конец занятия носят «ритуальный» характер и повторяются на каждом занятии, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать себя более комфортно.

После проведения каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основании корректирует свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку.

Используемые виды арт – технологий

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия, т.е. работа со сказкой направлена непосредственно на помощь ребёнку. Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Каждая из сказок имеет определенную направленность.

Что могут дать психологические сказки детям?

1. Они рождают у ребенка ощущение, что его понимают, что интересуют его проблемы, что готовы ему оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».

2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».

3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

Изотерапия

Данная техника арт-терапии способствует выражению чувств, мыслей и эмоций через рисунок. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию с дошкольниками.

Виды используемой в программе изотерапии:

  • рисование на стекле или прозрачном мольберте в отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываясь в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона;
  • монотипия;
  • кляксография;
  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • оттиск смятой бумагой;
  • пуантилизм;
  • восковые мелки (свеча);
  • акварель;
  • гуашь;
  • цветной граттаж и др.

К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков.

Песочная терапия – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Рисование песком («Sand-art»)

Данный метод был создан путем объединения двух методов: изотерапии и песочной терапии. Использовать песок в терапевтических целях предложил К.Г. Юнг. Разработанная им техника активного воображения может являться теоретическим фундаментом «Sand-art». Современное рисование песком — искусство достаточно молодое, появившиеся в 70-е годы XX столетия в Америке. Основателем данной техники по праву считается режиссер, художник-мультипликатор Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), автор мультфильма «Песок, или Питер и волк» (1969). В нашей стране данное творческое направление используется лишь последнее десятилетие. А для работы в дошкольных образовательных учреждениях данный метод вообще является инновационным.

Психологи отмечают, что песок способен «заземлять», «забирать» негативные эмоции. Практика показывает, что в процессе создания песочных картин гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

Так, рисование песком развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику пальцев рук; способствует активизации мыслительных резервов, пробуждает любознательность, развивает концентрацию внимания, усидчивость, творческое воображение, а если рисунок коллективный, то и умения общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Поскольку рассматриваемая техника позволяет рисовать двумя руками одновременно, можно успешно развивать у ребенка межполушарное взаимодействие.

Немаловажно и то, что в процессе создания изображения на песке у рисующего не напрягаются зрение, рука, ребенок имеет возможность занять любую позу: стоя или сидя, в зависимости от расположения песочного планшета, что делает технику рисования песком здоровьесберегающей и психологически безопасной.

Живой песок или работа с кинетическим песком.

Необычный песок с необычными свойствами. Достаточно вязкий, чтобы дети могли лепить из него любые фигурки. В то же время он может сыпаться сквозь пальцы. Это одна из лучших развивающих игр для детей дошкольного возраста. Своей уникальной структурой живой песок идеально подходит для снижения уровня эмоционального напряжения, стабилизации состояний. Такой песок при использовании в контексте различных упражнений создаёт наилучшие условия для детского самовыражения. Данный материал благодаря разности своей фактуры идеально подходит как для детей неуверенных, тревожных так и для активных.

Игротерапия

В программе используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Также большая часть коррекционно-развивающих и обучающих целей достигается при помощи самой подходящей детской деятельности – игровой.

Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

  • облегчение психологического страдания ребенка;
  • укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
  • коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»- концепции;
  • коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.

Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

  • Реалистические игрушки. К ним относятся кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.
  • Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств. К ним относятся солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.
  • Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.

С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшения психического самочувствия (повышении самооценки), коррекции способов общения с другими людьми применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого воспитателя в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

В основе игротехники, направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых наставник активно участвует в игре ребенка, а дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.

Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации. Наиболее эффективны игры с сюжетом на бытовую тему: «Кукла заболела», «День рождения» и т.д.

Психотерапевтическую направленность носят строительные игры, игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация. Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т.п. деятельности.

Музыкотерапия одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. При помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

  • музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей и формирует у них способность к концентрации на целенаправленную деятельность;
  • замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, раскрепощенными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
  • улучшается речевая и сенсомоторная функции;
  • музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

Способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства, и именно музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в развитии эмоционального интеллекта, так как быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души.

Варианты музыкальных произведений, используемых в работе с детьми:

  1. Л. В. Бетховен «Соната № 14»;
  2. А. Вивальди «Зима»;
  3. Й. Гайдн «Детская симфония»;
  4. М. И. Глинка «Детская полька», «Вальс – фантазия», «Камаринская»;
  5. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»;
  6. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена;
  7. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка», Симфония № 40, «Турецкое рондо»;
  8. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа);
  9. Н. А. Римский-Корсаков «Белка», «Полет шмеля», «Три чуда»;
  10. Г. В. Свиридов «Веселый марш», «Музыкальный ящик»;
  11. К. Сен-Санс «Куры и петухи»;
  12. П. И. Чайковский «Марш», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Апрель», «Танец маленьких лебедей», «Шестая симфония» (3-я часть);
  13. Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28»;
  14. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», «Полька Трик – трак», «Полька – пиццикато», «Сказки венского леса».

Данная программа содержит инновационные методы и приёмы работы с детьми.

1. Элементы арт-терапии:  

  • изотерапия;
  • песочная терапия;
  • сказкотерапия;
  • игротерапия;
  • релаксация, медитация;
  • психогимнастика.

2. Использование информационно - коммуникативных технологий (мультимедийное оборудование, интерактивная доска).

Планируемые результаты

Предполагаемые результаты реализации программы можно описать в трех направлениях: результаты для детей, родителей и педагогов.

В отношении детского коллектива предполагается:

  • создание благоприятной психологической атмосферы в каждой группе;
  • избавление отдельных детей от эмоциональных проблем, мешающих эффективному общению;
  • сплочение коллектива, формирования чувства принадлежности к одной социальной группе;
  • повышение уровня развития эмоционального интеллекта и конкретных эмоциональных компетенций (освоение навыков распознавания своих эмоций и эмоций другого человека)
  • повышение уровня развития социального интеллекта, как способности эффективно взаимодействовать с окружающими, принимая во внимание их эмоциональное состояние;
  • развитие способности к адекватному проявлению своих эмоции с использованием возможностей мимики и пластики тела, способности контролировать аффективные импульсы;
  • освоение техник выражения негативных переживаний;
  • развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.
  • развитие умения слушать и слышать собеседника;
  • освоение навыков конструктивного решения конфликтов;
  • освоение навыков противостояния психологическим манипуляциям (сохранение эмоционального спокойствия в ситуации конфликта);
  • полноценное удовлетворение потребности отдельных детей во внимании, создание возможности для реализации лидерских качеств.

Планируемые результаты для родителей заключаются в:

  • повышении уровня психологической и педагогической компетентности, освоение навыков, необходимых для выстраивания эффективной информационной и эмоциональной коммуникации со своими детьми;
  • осознании собственных трудностей и проблем, возникающих в процессе общения с окружающими, работа в направлении их преодоления;
  • создании партнерских открытых отношений между педагогами, психологом и родителями, которые способствовали бы проявлению инициативы родителей в процессе развития, воспитания и обучения детей.

Результаты реализации программы для педагогов:

  • Создание благоприятного микроклимата в группах;
  • Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков дошкольников;
  • Освоение навыков построения эффективного взаимодействия с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.

Учебно – тематический план занятий

с детьми младшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

«Здравствуй, друг!»

(игротерапия)

Установление контакта; создание благоприятной атмосферы.

Сентябрь

2 неделя

«Моё имя»

(игротерапия)

Приветствие друг друга; стимулирование творческого самовыражения.

Сентябрь

3 неделя

«Рисунок листьями» (оттиски, изотерапия)

Развитие эмоционального мира, снятие эмоционального напряжения.

Сентябрь

4 неделя

«Осеннее дерево» (обрывная аппликация, изотерапия)

Развитие воображения, фантазии, снятие стресса, усталости, напряжения.

Октябрь

1 неделя

«Рисование себя»

(изотерапия)

Самораскрытие, работа с образом «Я», раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала.

Октябрь

2 неделя

«Мандала или рисунок в круге».

(песочная терапия)

Снятие стресса, усталости, напряжения, внутреннего конфликта.

Октябрь

3 неделя

«Песочный круг».

(песочная терапия)

Формирование позитивного эмоционального фона, развитие эмоционально – волевой сферы.

Октябрь

4 неделя

Фотоколлаж «Дом».

(изотерапия)

Развитие социальной компетентности, творческой фантазии и эстетического представления; коррекция детско-родительских отношений.

Ноябрь

1 неделя

«Маски».

(игротерапия)

Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков активного слушания, эмпатии.

Ноябрь

2 неделя

«Дорожки».

(песочная терапия)

Развивать умение дослушать до конца задание, развивать мелкую моторику рук, путем взаимодействия пальчиков с песком, счетными палочками и мелкими игрушками.

Ноябрь

3 неделя

«Сказка о бабочке сновидений». 

(сказкотерапия)

Актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Ноябрь

4 неделя

«Моя семья».

(песочная терапия)

Выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимоотношения ребенка с миром.

Декабрь

1 неделя

«Монотипия».

(изотерапия)

Развитие творческих способностей, полету фантазии, координации движения рук.

Декабрь

2 неделя

«Невидимка».

 (рисование свечой, изотерапия)

Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения; пополнение и обогащение.

Декабрь

3 неделя

«Зимняя сказка».

(музыкотерапия)

Творческое самовыражение, формирование чувства своего эмоционального состояния, формирование чувства защищенности, покоя.

Декабрь

4 неделя

«Узоры на песке».

(песочная терапия)

Закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности, развитие мелкой моторики рук.

Январь

2 неделя

«Музыка-настроение» 

(музыкотерапия)

Способствовать умению передавать настроение музыки снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения.

Январь

3 неделя

«Цветущее вишневое деревце»

 (рисование ладошкой и пальчиками, изотерапия)

Развитие эмоционального мира, творческих способностей, мышления, восприятия, мелкой моторики рук.

Январь

4 неделя

«У страха глаза велики»

(игротерапия)

Дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;

- развитие у них смелость и уверенности в себе;
- развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.

Февраль

1 неделя

 «Перевоплощение»

(игротерапия)

Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Активизация внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах.

Февраль

2 неделя

«Всегда ли мы поступаем правильно?»

(социально - психологический тренинг)

Формировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.

Февраль

3 неделя

«Тренируем свои эмоции». (игротерапия)

Развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.

Февраль

4 неделя

«Прощание со страхами».

(рисование карандашами, изотерапия)

Коррекция страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.

Март

1 неделя

«Подарок моей мечты».

(изотерапия)

Выявить своеобразие эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.

Март

2 неделя

Чтение сказки «Найда». (сказкотерапия)

На вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.

Март

3 неделя

Групповой коллаж «Мой мир»
(изотерапия)

Раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

Март

4 неделя

«Я и моя семья».

(изотерапия)

Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения; пополнение и обогащение.

Апрель

1 неделя

Сказка «Лесная школа» (по З. Лобановской).

(сказкотерапия)

Развитие творческого воображения и фантазии; развитие вариативности и оригинальности мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Апрель

2 неделя

«Песочный дождик».

(песочная терапия)

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Апрель

3 неделя

«Музыкальная шкатулка»

(музыкотерапия)

Развитие творческого воображения и фантазии; гармонизация эмоционального состояния.

Апрель

4 неделя

«В гостях у Вини-Пуха».

Рисование «Слонопотам».

(изотерапия)

Развитие творческого воображения и фантазии;

снятие эмоционального напряжения.

Май

1 неделя

«Черепахи».

(игротрениг)

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Май

2 неделя

«Необыкновенные следы».

(песочная терапия)

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Май

3 неделя

«Теремок».

(игротерапия)

Развитие речи, умение сочетать слова с действиями;

развитие творческого воображения и фантазии;

снятие эмоционального напряжения.

Май

4 неделя

Заключительное занятие «Дарим радость», подведение итогов.

Подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации).

 Цель: распространение опыта работы по данной программе среди педагогов ДОУ.

Вид работы/Тема

Дата

1.

Консультация для педагогов «Эмоциональный интеллект в структуре профессиональной компетентности педагога», анкетирование педагогов.

Сентябрь

2.

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Я – сейчас, Я – в будущем»

Октябрь

3.

Консультация для педагогов «Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в процессе изодеятельности»

Ноябрь

4.

Мастер – класс «Арт – технологии и эмоциональный интеллект».

Декабрь

5.

Консультация для педагогов «Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Январь

6.

Консультация для педагогов «Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в процессе игр с песком»

Февраль

7.

Консультация для педагогов «Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством игротерапии»

Март

8.

Разработка рекомендаций для педагогов на тему: «Как правильно реагировать на проявление негативных эмоций у детей».

Апрель

9.

Открытое занятие по изобразительной деятельности с элементами изотерапии «Приключения волшебной кисточки»

Май

Учебно-тематический план взаимодействия с семьями воспитанников

Цель: донести до сведения родителей важность данной программы, привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Вид работы/Тема

Дата

1.

Подбор информационного материала для родителей о развитии эмоциональной интеллекта у детей дошкольного возраста.

Анкетирование родителей «Эмоционально-волевая сфера ребёнка»

Сентябрь

2.

Консультация «Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста посредством арт – технологий».

Октябрь

3.

Консультация «Роль изотерапии в развитии эмоционального интеллекта дошкольников»

Ноябрь

4.

Семинар - практикум «Нетрадиционные техники

рисования»

Декабрь

5.

Консультация «Роль игротерапии в развитии эмоционального интеллекта дошкольников»

Январь

6.

Оформление папки-передвижки для родителей «Я радуюсь, когда…»

Февраль

7.

Консультация «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка»

Март

8.

Консультация «Роль сказкотерапии в развитии эмоционального интеллекта дошкольников»

Апрель

9.

Выставка-презентация детских работ «Наше настроение»

Май

Примерный комплект материалов, инструментов и оборудования, необходимый для реализации программы.

Оборудование:

  • столы и стулья, соответствующие ростовым показателям детей;
  • магнитная доска;
  • интерактивная доска, проектор;
  • мячи, обручи;
  • фонтан водный настольный;
  • маты напольные;
  • кресла и диван;
  • музыкальный центр и набор музыкальных дисков;
  • музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик и др.;
  • лотки с песком.

Художественные материалы и инструменты:

  • краски для пальцеграфии;
  • краски гуашевые;
  • кисти разного размера (№ 2, 3, 6, 9);
  • коктейльные трубочки;
  • пустые пластиковые бутылки разных размеров;
  • цветные и простые карандаши;
  • фломастеры;
  • ватные палочки;
  • ножницы;
  • линейка;
  • пуговицы, трафареты;
  • ватные палочки, диски;
  • трафареты, крышечки пластиковые разной формы и размера;
  • природный материал (шишки, сухие листья, песок, ракушки, сухие листья   и т. д.);
  • наборы мелких тематических игрушек (транспорт, люди, животные и т. д.);
  • мячики разной формы и текстуры, волчок.

Бумага:

  • листы белой бумаги (формат А4, А3, А1);
  • листы разноцветной двусторонней бумаги;
  • цветной картон;
  • рулоны обоев на бумажной основе.

Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. 

Ребёнок адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; стремится к общей со сверстниками деятельности, поддерживает доброжелательные взаимоотношения с ними, подчиняет свое поведения правилам общения, умеет уступить, подождать своей очереди; в ситуации коммуникативных затруднений стремится сам их конструктивно преодолеть или делает это с помощью взрослого, но после того, как самому не удалось преодолеть.

Ведет себя в соответствии с правилами поведения в разных ситуациях, как привычных, так и новых. Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, гак и отрицательные; узнает эмоции людей, с которыми общается, интерпретирует эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; знает некоторые средства эмоциональной выразительности.

Замечает разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; проявляет сострадание, желание содействовать, интересуется причинами переживаемых эмоций.

Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнает эмоции людей, с которыми общается, интерпретирует эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; знает некоторые средства эмоциональной выразительности. Стремится успокоить, порадовать, помочь.

Инициирует совместную игру со сверстниками; под руководством взрослого распределяет роли и игровые материалы для совместных игр, стремится согласовывать игровые действия со сверстниками; игровые объединения достаточно длительны; обращает внимание на выполнение правил сверстниками; доброжелательно относится к сверстникам.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. 

Ребёнок, как правило, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; участвует в общей со сверстниками деятельности, поддерживает положительные взаимоотношения с ними, хотя может конфликтовать в ситуациях, когда что-то угрожает удовлетворению его потребностей, но агрессию не проявляет; в конфликтных ситуациях обращается за помощью ко взрослому; не всегда подчиняет свое поведения правилам общения; успешно обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого уступает, ждет своей очереди.

В общении со сверстниками, новыми взрослыми может нарушать правила общения, в привычных ситуациях обычно их соблюдает сам или при напоминании взрослого, разговаривает обычно приветливо, доброжелательно; под руководством взрослого не мешает другим, не кричит, не отвлекает. Замечает основные (радость, страх, гнев, грусть) эмоциональные состояния других людей, проявляет сопереживание. Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, гак и отрицательные; узнает эмоции людей, с которыми общается; с помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; затрудняется в назывании средств эмоциональной выразительности. По предложению взрослого может успокоить, порадовать другого человека, помочь.

Проявляет активность в игре, интерес к игровому взаимодействию со сверстниками; включается в совместную игру со сверстниками; под руководством взрослого участвует в распределении ролей и игровых материалов для совместных игр, стремится согласовывать игровые действия со сверстниками; игровые объединения недостаточно длительны; замечает нарушение правил сверстниками; доброжелательно относится к сверстникам.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. 

Под руководством взрослого и при постоянном напоминании ребёнок соблюдает основные правила общения: может непродолжительное время не мешать другим, не кричать, не отвлекать; часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками, или не умеет их поддержать, или пытается обратить на себя внимание сверстника неконструктивными способами; явно не выражает положительных эмоций в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения, иногда обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; под руководством взрослого может уступить, подождать своей очереди, но делает это неохотно и не всегда, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции, нередко агрессию.

По инициативе взрослого обращает внимание на эмоциональные состояния других людей, понимает знак эмоций (положительные или отрицательные).

С помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемых взрослым; затрудняется в определении эмоциональных состояний персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоций, отраженных в музыкальных произведениях. Вместе со взрослым может успокоить, порадовать другого человека, помочь, по побуждению взрослого эпизодически содействует другому.

Предпочитает индивидуальные игры, имеющие однообразный характер, не стремится включаться в игровые объединения, а если и включается, то не может более или менее длительно поддерживать ролевое взаимодействие. В играх часто проявляются конфликты со сверстниками.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. 

В общении не ориентируется на партнера, явно не выражает доброжелательности, нередко мешает другим, кричит, отвлекает других. Часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого; не испытывает интереса к ровеснику или испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесника, но не стремится к контактам с ровесниками или не умеет их поддержать; явно не выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, часто проявляются негативные эмоции; зачастую не подчиняет свое поведения правилам общения, затрудняется в речевом выражении своих желаний, просьб в обращении к ровеснику, иногда ситуативно обменивается действиями с другими детьми в практических и игровых ситуациях; необходимость уступить, подождать своей очереди вызывает протест, в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.

Не откликается на эмоциональные состояния других людей.

Понимает знак отдельных эмоциональных состояний, связанных с собственными потребностями, но их не дифференцирует, самостоятельно не называет, не интерпретирует эмоции людей, персонажей или интерпретирует неверно. Не поддерживает инициативы взрослого содействовать другому человеку или откликается формально, выполняя стереотипные действия.

Не взаимодействует со сверстниками в играх или взаимодействует конфликтно.

«ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ»

Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста (по Борохович Л.Ю)

Код ребенка

Различает эмоциональное состояние людей на картинке и в действиях детей и взрослых.

Договаривается с детьми во что играть, кто, кем будет, подчиняется правилам игры.

Проявляет сочувствие к сверстнику (жалеет, утешает, приглашает в игру).

Стремиться повторить самостоятельно положительные действие.

Знает элементарные правила культурного поведения

Эмоционально откликается на переживания близких людей, персонажей, сказок, мультфильмов.

Комментарий воспитателя (как проявляется эмоциональная составляющая ребенка на данном этапе его индивидуального развития: что вызывает затруднения, способы оказания помощи).

Список литературы

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 78-86.
  2. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников//Детский сад. Теория и практика №4 2014 с. 6-17.
  3. Бабаева Ю.Д.и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вести МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. №2. С. 91-96.
  4. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с нем. – М.: Лик Пресс, 1998. – 160с.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006.
  7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ/перевод с английского А.П. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  9. ГрабенкоТ.М. Основы сказкотерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.-СПб.: Детство-Пресс,2006.
  10.  Долженко Л.В. Объективация эмоций детей-персонажей в детской художественной литературе: аспект //Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.66-75.
  11.  Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/О.Ю Епанчинцева. - СПб.:Детство-Пресс,2006.
  12.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка/Под редакцией В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.
  13.  Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. М.: ИНТ,2010.
  14.  Зубачевская Н.А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.58-65
  15.  Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2010.
  16.  Изард К. Е.Эмоции человека. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  17.  Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2004.
  18.  Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.:    Когито-Центр, 2010.
  19.  Медведева Е.А., И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  20.  Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта//Ребенок в детском саду. 2007. № 5. с 80-87
  21.  Нефёдова Л.К., Новикова Е.Б. Импровизация в развитии детского интеллекта//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.46-
  22.  Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие: – Пенза, 2014. – 62 с.
  23.  Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 2006. № 4 С. 24-35
  24.  Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.86-95
  25.  Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.76-85
  26.  Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015.
  27.  Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  28.  Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27.
  29.  Яфальян А.Ф., Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.18-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по инновационной деятельности

Программа включает в себя занятия нетрадиционными видами изодеятельности (рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, клякс...

Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР 1 и 2 уровня )....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей и совершенствования психических процессов »

Программа направлена на формирование у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, а также на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка....

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...