Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.
презентация

Тарасенко Наталья Юрьевна

Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_n.yu_.pptx365.43 КБ
Файл detskie_issledovaniya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детские исследования: содержание и алгоритм проведения Подготовила: Кузнецова Наталья Юрьевна

Слайд 2

Дошкольники – прирожденные исследователи Исследовательская деятельность – «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения» (А. И. Савенков). … исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий. «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Китайская пословица

Слайд 3

Исследовательская деятельность - активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию Ребенок расширяет свои представления о мире (развитие познавательной инициативы) Ребенок овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми (классификационные), пространственными и временными отношениями Ребенок связывает отдельные представления в целостную картину мира

Слайд 4

Структура исследовательской деятельности Проблемная ситуация Проблема Выдвижение гипотез Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация в действии) Подтвердилось Формулирование выводов (как получилось?) Не подтвердилось Возникновение новой гипотезы Подтвердилось Формулирование выводов Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования Ц Целеполагание

Слайд 5

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А. И. Савенкову) Шаг 1 Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. Постановка проблемных задач. Методические приёмы :

Слайд 6

Шаг 2 Выбор темы исследования. Шаг 3 Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Шаг 4 Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5 Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий.

Слайд 7

Шаг 6 Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Шаг 7 Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Шаг 8 Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

Слайд 8

Формы взаимодействия с родителями Анкетирование Привлечение к созданию познавательно- развивающей среды Оформление наглядной информации Родительские собрания Совместное творчество Совместная познавательно- исследовательская деятельность Проектная деятельность Другое…

Слайд 9

уметь видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать; делать вывод; высказывать предположения и строить планы по их проверке. И сследовательская деятельность помогает детям научиться решать задачи:

Слайд 10

«Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!» Н. А. Рыжова

Слайд 11

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

 Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.

Вам никогда не вырастить мудреца, если вы

будете убивать в ребенке любопытство.

СЛАЙД 1

Дошкольники – прирожденные исследователи. 

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время Иван Михайлович Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство Иван Петрович Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

СЛАЙД 2

И тому подтверждение – детская любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. 

СЛАЙД 3

Познавательная-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире (развитие познавательной инициативы ребенка), с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми (классификационными), пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

СЛАЙД 4

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.                                              

  • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты,  затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В ходе модернизации системы образования, в настоящее время, большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода, т. е. ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания.

Модель исследовательской деятельности

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная  ситуация 
  •  Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы) (выбор темы исследования)
  • Целеполагание (что нужно сделать?)
  • Выдвижение  гипотез (предположение, догадка)
  • Подбор  материала  для  проверки  гипотез
  • Проверка  гипотез
  • Анализ полученного результата (подтвердилось, не подтвердилось)
  • Формулирование и оформление  вывода
  • Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

СЛАЙД 5

Каким же образом следует выстраивать деятельность, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность?

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, педагогу важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования…

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуальный. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым  формам работы.

Однако партнерская познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятия (в детском саду и дома). Такой импульс, своего рода инерцию исследовательского движения, может дать остающийся в каждом из культурно-смысловых контекстов специфический предметный материал, провоцирующий детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной на занятии.

СЛАЙД 8

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников.

        Как показывает практика, исследовательский метод наиболее соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения, направленных на развитие умений и навыков научного поиска, а также помогает детям научиться решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы.

- уметь доказывать.

- делать вывод.

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

СЛАЙД 9

 И в заключение своего выступления, хочу привести слова Натальи Анатольевны Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»

СЛАЙД 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм проведения педагогического анализа образовательной работы ДОУ

Консультация.В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совер­шенствование воспитательно-образовательного процесса. Заведую­щий, старший воспитатель, анализирующие деятельность педаго...

Алгоритм проведения игр в адаптационный период

В адаптационный период с целью  формирование устойчивого эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю  предлагаю использовать следующий алгоритм проведения игр (по Ивановой Н.В...

Алгоритмы проведения оздоровительных мероприятий в детском саду

Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...

Алгоритм проведения родительского собрания в детском саду

Родительские собрания - это общественный орган, который своим решением определяет задание, содержание, направления работы родительского коллектива, образовательного заведения. На собраниях сплачиваетс...

Статья «Детские исследования: содержание и алгоритм проведения»

   «Детские исследования: содержание и алгоритм проведения» Каждый ребёнок по природе своей – исследователь. Однако современная окружающая среда  не с...

Мастер-класс по теме «Организация и проведение детского исследования»

выписка из годового плана работы ДОУ на 2020-2021 учебный год...