Развивающая среда для старших дошкольников
материал (старшая группа)

Консультационный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_dlya_starshih_doshkolnikov.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развивающая среда для  старших дошкольников

 Одной из важнейших задач в соответствии с ФГОС  является обеспечение доступности и высокого качества образования  для всех категорий граждан с учетом их различных образовательных потребностей. Среди категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, самую многочисленную группу составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ)

 Создание условий для реализации  права  ребёнка  на  полноценное  и  свободное  развитие в соответствии с его особенностями  становится  сегодня  неотъемлемой  целью  деятельности  любого  образовательного  учреждения, любой  образовательной  системы. В соответствии со статьёй 2 Закона РФ «Об образовании» каждое образовательное учреждение должно обеспечить общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

 Как известно, психические функции детей с ОВЗ нарушены. Это выражается в отклонении от нормы таких психических процессов как восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. Также зачастую страдает эмоционально-волевая сфера,  личность в целом. У детей проявляются как  незначительные, временные  и легко устранимые  нарушения, до стойких и тяжелых форм психического недоразвития. Следовательно, одни дети с ОВЗ способны при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья, а другие нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста.

Руководством и специалистами  ДОУ определены главные задачи педагогической деятельности:

1. Создание условий для благоприятного психологического и физического развития детей.

2. Индивидуализация образовательных маршрутов детей с ОВЗ.

Оснащение материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС, использование современного интерактивного и мультимедиа оборудования в образовательной деятельности всеми педагогами способствует развитию когнитивных процессов, позволяет применять разнообразные формы работы  с использованием ИКТ.

Коррекционная  деятельность педагогов и узких специалистов  в образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе, направлена на развитие концентрации сосредоточенности, предельного внимания, активизации речевой деятельности, социализации каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности организована в соответствии с ФГОС ДО и с учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников, содержательно насыщенна, вариативна, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна. Зонирование помещения группы продумано и решено таким образом, чтобы материалы  располагались в разных функциональных центрах. Для этого в рамках помещения группы сформированы небольшие субпространства – Центры активности. В каждом Центре содержится достаточное количество необходимого материала для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Особое место занимает Центр развития речи, что обусловлено спецификой работы группы компенсирующей направленности.

Конечно, основным видом детской деятельности была и остается игра. Разнообразие дидактических и сюжетно-ролевых игр способствует самостоятельному объединению воспитанников по интересам. Наличие нескольких видов конструкторов в группе (магнитный, металлический, деревянный, «Лего») позволяет создавать как коллективные постройки, так и индивидуальные. В ходе совместной деятельности дети общаются, учатся взаимодействовать, решать спорные вопросы, отстаивая свое мнение.

В целях обновления и обогащения развивающей среды, администрацией дошкольного учреждения приобретены мебельные комплекты для игры в шахматы. Один из воспитанников нашей группы посещает шахматный кружок вне ДОУ, поэтому  мальчик проявил желание учить правилам этой игры других детей. Ребята стали чаще группироваться у шахматного стола, обсуждая движения фигур по доске, а также проявляя поддержку игрокам. Игра в шахматы развивает у дошкольников интеллект, память и воображение, усидчивость, целеустремленность и выдержку, умение сосредотачиваться. Дети становятся более организованными и инициативными.

Многолетний опыт работы с детьми группы компенсирующей направленности позволил мне разработать и апробировать систему  обучения детей навыкам рукоделия. Приобщение детей к продуктивной деятельности (вышивание, обучение навыкам макраме, изготовление поделок из бумаги и ткани по определенной методике)  я рассматривала как педагогическую инновацию. В основу заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и воспитанников в ходе развития мелкой моторики рук, активизации мышления и речи. Дети быстро осваивают различные виды швов (вперед игла, назад игла, «крестиком»), причем не результат не зависит от гендерной принадлежности. Активное участие в освоении техники по изготовлению поделок также доказывает, что необучаемых детей не бывает.

Как- бы не оснащалась развивающая среда, педагог должен помнить, что каждый ребенок – индивидуален в своем процессе развития и становления как личности. Очень важно соблюдать личностно-ориентированный подход, определить тот необходимый индивидуальный маршрут, который даст положительный результат в процессе обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника

Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника...

Предметно-развивающая среда для старших дошкольников с нарушениями речи

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. В статье представлены основные требования к предметно-развива...

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка. Задача педагог...

«Предметно-развивающая среда в воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателейВ понятие «предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнед...

Презентация "Развивающая предметно- развивающая среда в старшей группе"

 Ведущей деятельностью дошкольников является ИГРА. именно, поэтому игре, позволяющей ребенку, проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное зна...

Презентация "Построение предметно развивающей среды, способствующей развитию дошкольников"

Построение предметно развивающей среды, способствующей развитию дошкольников"...