проект Дымковская игрушка
проект (средняя группа)

Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dymkovskaya_igrushka.docx172.64 КБ

Предварительный просмотр:

              https://xn-----6kcczvgdqeowecha6a6t.xn--p1ai/image/cache/catalog/dymka/1800.8barynyakaravay1-900x1200.jpg                                                 https://www.present.ru/upload/iblock/ef9/ef96ccc3b8b0534bd0c75678122dc9f0.jpg

                                     Познавательно- творческий проект

«Дымковская игрушка»

Актуальность. 

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Цель:

 Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения  применять нетрадиционные техники: рисовать  ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии);

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: среднесрочный    февраль - март

Тематика проекта: познавательно – творческий. 

Области интеграции:  речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, психолог, родители.

Вид проекта: групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

                                    Этапы реализации проекта

 

   Этапы

                           Мероприятия

     сроки

1-й этап.

Подготови-

тельный. 

2-й этап

основной

3-й этап

заключительный 

  • Изучение методической литературы по теме проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Подбор материалов по данной теме (материал об истории дымковского промысла). Подбор рисунков, фотографий дымковских игрушек.
  • Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
  • Разработка перспективного планирования работы с детьми.
  • Обсуждение проекта с родителями, помощь в реализации.
  •  Создание презентации «Дымковская игрушка», «Чудо Вязьмы».
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Создание условий для реализации проекта.

Совместная деятельность с детьми:

НОД.
Познание  ФЦКМ

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

НОД.
Познание  Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»
 Цель: Познакомить детей  с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

Художественно-эстетическое развитие:

НОД  Рисование  «Дымковский  олень»

НОД  Рисование  «Дымковская барыня»

НОД  Лепка «Украсим наряд дымковской барышни». 

НОД  Рисование  «Весёлые лошадки».

НОД  Рисование  «Дымковский индюк».

НОД Лепка « Дымковский петух»

НОД  Аппликация коллективная «Карусель» по мотивам дымковской игрушки.

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

«Имитация».

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

сувениров».

Дидактические игры

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Физическое развитие:

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Музыкально- художественная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Открытое занятие по нетрадиционным формам рисования  для педагогов.

Показ презентаций «Дымковская игрушка», «Чудо Вязьмы».

Выставки продуктов  изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей  и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности  коллектива.

Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

речевые игры.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Практический: упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

   

1 неделя

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

Февраль

март

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

Февраль

март

В ходе реализации проекта

Ожидаемый результат:

  • В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.
  • Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.
  • Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
  • Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Самооценка проекта:

  • В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности  коллектива.
  • Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).
  • Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).
  • Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).
  • Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

                                               Список литературы:

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.  Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».  Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.  ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез  Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г  Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»  Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

Интернет ресурсы:

1.http://www.dymka.vetroff.com

2.http://dymkatoy.ru/

3.http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные:

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ход:

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Рассматривание игрушек.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

 

НОД   Лепка  «Дымковский петух».

Цель:

Формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковской игрушки.

Задачи:

Обучающие: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки,

пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления. Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его- Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские. Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины). Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы). Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный). Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые). Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона.

Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину.

Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы. А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают) Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали. Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.

            

Конспект НОД старшая группа коллективная  аппликации «Карусель» по мотивам дымковской игрушки

Программное содержание: уточнить представление детей о специфики дымковской игрушки, как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Учить детей составлять узор, ритмично располагая фигуры по краям. Упражнять в срезании углов у квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки»

Материал и оборудование : большой лист бумаги (карусель нарисована простым карандашом, набор цветных бумажных геометрических фигур, бумажная дымковская  игрушка(заранее расписанная детьми),   ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого).

Ход:

Вос-ль: Ребята вы любите кататься на карусели? (ДА) Хотите покататься?

Игра «карусель».

Еле-еле,еле-еле закружились карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите. Карусель остановите.

Карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

Какие дымковские игрушки вы знаете? (лошадки,барыни,козлы,олени,индюки,карусели).

Давайте посмотрим на игрушки дымковских мастеров. Какие элементы узора используют мастера (кольца,круги,полоски,горошинки.)

Хотите стать такими мастерами?

Посмотрите, что нарисовано на большом листе бумаги (карусель)

Что-то в ней не хватает? Как вы думаете? (узора)

Вос-ль предлагает сделать карусель красочной, яркой, весёлой.

Проходите за столы. Будем с вами вырезать нужные нам узоры (волнистые линии, полоски, круги.) Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

Выполнение коллективной аппликации «карусель»

После того как аппликация будет выполнена, дети рассматривают карусель, отмечают аккуратность в наклеивании, чередовании узора, красивое сочетание цветов, что карусель стала яркая, весёлая, праздничная.

Следующим этапом наклеивают бумажные игрушки. Карусель готова!

 Рефлексия: Ребята, вы сегодня были большие молодцы! Думаю, мастерам карусель очень понравится.

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня делали? - Что понравилось вам больше всего?

Что вам было сделать труднее всего? А какой росписью вы расписывали лошадок? Предлагаю еще раз подойти и полюбоваться расписными лошадками.

                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Дымковская игрушка"

проект разработан для детей подготовительной группы, помогает познакомиться с народной игрушкой через все виды деятельности дошкольника...

Проект "Дымковская игрушка"

Проект "Дымковская игрушка"...

Проект "Дымковская игрушка"

Проект " Дымковская игрушка" Паспорт проекта.1. Вид проекта: познавательно - творческий.2. Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-июнь).3. Участники проекта: воспитатели, родители, дети ...

проект "Дымковская игрушка"

дымковская игрушка...

Презентация к проекту "Дымковская игрушка"

Презентация была создана для использования на занятии в рамках проекта "Дымковская игрушка"...

Проект "Дымковская игрушка"

Материалы проекты могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом "Дымка"...