проект "Дымковская игрушка"
проект по рисованию (подготовительная группа) по теме

проект разработан для детей подготовительной группы, помогает познакомиться с народной игрушкой через все виды деятельности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dymkovskaya_igrushka.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Аннотация

5

Паспорт проекта

6

  • Актуальность темы

6

  • Гипотеза

7

  • Цель проекта

7

  • Задачи

7

  • Основные направления работы с детьми

8

  • Принципы реализации проекта

9

  • Методы и приемы, используемые в работе

9

  • Взаимодействие с родителями воспитанников

11

  • Создание условий

12

  • Предполагаемые результаты

13

  • Взаимодействие специалистов

13

  • Распределение работы по этапам проекта

13

Заключение

20

Список использованных источников

21

Приложения


Введение

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

Совместная проектная деятельность взрослых и детей по достижению поставленной цели предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка, и является эффективным способом, позволяющим построить образовательный процесс с учетом интеграции различных видов детской деятельности. С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) освоение интегративного подхода становится ключевой проблемой. Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, ориентирован на совместную деятельность взрослого и ребенка. Деятельность, основанную на экспериментировании, проектировании, наблюдениях и др. Эти формы работы позволяют решать задачи разных образовательных областей и органично вписываются в рамки проектной технологии.

Метод проектов («проект» от лат.projectus – выброшенный вперед, бросающийся в глаза) – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослыми деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.


Аннотация

Представленные ниже материалы, разработанные и апробированные на практике, демонстрируют возможность использования проектного метода для построения образовательного процесса на основе ФГТ. Задачи проекта соотносятся с общими задачами образовательных областей «Социализация» (развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральными; формирование патриотических чувств), «Труд» (воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека), «Познание» (развитие познавательной и продуктивной деятельности, расширение кругозора), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи), «Чтение художественной литературы» (формирование целостной картины мира, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия), «Художественное творчество» (развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству), «Музыка» (приобщение к музыкальному искусству). Работа строилась с учетом принципа интеграции этих образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями детей.


Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

Автор: Балукова Наталья Николаевна, воспитатель высшей категории МБДОУ детского сада №12 городского округа Самара

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе  группы №11, родители воспитанников, воспитатель группы №11

Срок реализации: 12-23 марта 2012 года

В содержании базисной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой в разделе «Ручной труд» стоит задача обучения детей различным приемам работы с бумагой и изготовление поделок, в разделе «Изобразительная деятельность» - знакомство с народным промыслом Дымково.

Проблемный вопрос:

Что такое народная глиняная игрушка? Как можно использовать поделки, изготовленные детьми по мотивам дымковской игрушки?

Актуальность темы: 

В наше время, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство  детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет   детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой  деятельности.

Гипотеза:

Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта:

Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. Исходя из цели проекта, определили задачи.

Задачи:

- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

- познакомить детей с историей дымковской игрушки;

- сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

- продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества,  прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

- использовать  свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

Основные направления работы с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей;

-беседа;

- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

- художественное творчество;

- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

- игры.

Принципы реализации проекта:

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;

- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);

- принцип доступности;

- принцип постепенности;

- принцип системности.

Методы и приемы, используемые в работе:

Методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием  действий, работа со схемами, базовыми формами.

- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, создание проблемной ситуации.

- Игровой метод.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях.

Рассмотрим, к примеру, метод инсценизации т.е. инсценированные игры-забавы. Важным фактором здесь является создание детьми образа какого-либо героя, вхождение в него, принятие на себя его «роли». В своей работе мы использовали как инсценировки реального характера, т.е. воссоздание прочитанных потешек, так инсценировки вымышленного характера, которые использовались при постановке самостоятельно придуманных  историй. Фигуры, сложенные из бумаги, в дальнейшем применяли  в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные по мотивам дымковской игрушки, использовали в разных видах театра:

- театр на столе,

- игры - драматизации.

Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Действия с бумагой в отличие от обычных упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. («Я хочу научиться это делать»). В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер. Дети начинают играть со своими поделками, танцевать.

 Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;

- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;

-презентация проекта «Дымковская игрушка», мини-концерт с использованием инсценировок потешек;

- подбор информации о народном промысле Дымково;

- совместное творчество- выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Создание условий.

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

- оборудовать место в группе – уголок народного умельца;

- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;

- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.


Предполагаемые результаты:

- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Взаимодействие специалистов.

Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности - познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой. Т.о., вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т.к. прослеживается связь образовательных областей.

Проблема интеграции современна, ее актуальность продиктована новыми ФГТ и социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого-выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Распределение работы по этапам проекта:

Этапы проекта

Деят-ть родителей

Деят-ть педагога

Деят-ть детей

1 этап - Подготовительный

Принимают задачи.

Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

Оказывают помощь детям в изготовлении поделок  по просьбе детей, выполняют домашние задания,

Организует работу через НОД с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, стихов, потешек по теме проекта.

Формируют компетенции. Изготовление поделок.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

 

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.

 

4 этап - Презентация проекта

Оказывают помощь в оформлении выставки поделок.

Организует презентацию проекта через выставку поделок, выступление детей с мини-концертом и инсценировкой потешек

Участвуют в организации выставки, участвуют в концерте и инсценировках


Непосредственно-образовательная деятельность

Цели

Совместная деятельность детей и взрослого

Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей)

Образовательная область «Познание»

  • Ознакомление с окружающим








  • ФЭМП











  • Конструирование



Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.


Закрепить умение делить круг на 2,4,8 равных частей;

Рассмотреть зависимость размера части от кол-ва частей;

Учить находить по части целое и по целому часть;

развивать логическое мышление



учить изготовлять полуобъемные стоячие игрушки для игр и подарков

вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра

учить работать по шаблонам, вырезать по контуру



Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов промысла






Решение познавательных задач на развитие умения делить круг на 2,4,8 равных частей и сравнивать эти части








Беседа о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывание замысла, изготовление игрушки по типу народной глиняной игрушки из бумаги, используя трафарет, описательные рассказы о своих игрушках




Проявляют познавательную активность в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, умеют слушать взрослого






Умеют делить фигуры, сравнивают по величине, предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач, умеют работать по образцу, выполнять  инструкции взрослого, планируют свою деятельность в достижении цели.

Коммуникативная деятельность

  • Развитие речи

Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки (например, из разных материалов)

Учить сравнивать предметы, выделяя существенные признаки, подбирать существительные и прилагательные, синонимы и однокоренные слова.

Развивать творческую деятельность

Рассматривание, сравнение и описание предметов, построение высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений, участие в сюжетно-ролевых и дидактических играх на придумывание предложений с заданным словом, составление сравнительно-описательного рассказа, участие в играх на подбор синонимов, свободные диалоги в играх

Составляют рассказы о предметах, употребляют в общении обобщающие слова, синонимы, получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми при наблюдении, обсуждении, эмоционально реагируют на рассказ, задают вопросы.

Восприятие художественной литературы

Повторить известные произведения малых форм фольклора,

Познакомить с новыми

Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора

Воспитывать интерес к  русскому фольклору

Чтение и заучивание потешек, участие в театрализованных играх с использованием в речи малых фольклорных форм, диалоги, ситуативные разговоры нравственного и патриотического характера

Эмоционально реагируют на произведения, чувствуют и понимают малые формы фольклора, рассказывают наизусть текст, участвуют в инсценировке прочитанного текста




Продуктивная деятельность

  • Лепка












  • Рисование

Учить формировать у детей представление, что при лепке дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные

Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных и птиц, их позы, использовать при лепке конструктивный способ

Воспитывать на народных традициях



Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их в своей фантазии для украшения игрушек

Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки

Развивать :

Умение составлять узор из знакомых элементов

Чувство цвета, ритма в узоре

Учить самостоятельно выбирать цвета узора

Формировать черты творчества

Поощрять личное видение


Беседа о народных традициях по иллюстрациям, собственным рисункам, по мотивам дымковских игрушек, обдумывание замысла, лепка игрушки по типу народной глиняной игрушки, описательные рассказы о своих игрушках








Рассматривание дымковских игрушек, выделение деталей и особенностей узора, участие в беседе о цвете и ритме в узоре, самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов, обсуждение средств выразительности


Создают изображение с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, пропорции частей и различие деталей, лепят моделируя форму кончиками пальцев, проявляют интерес к истории народного промысла, испытываю чувства уважения и гордости к труду народных мастеров.


Интересуются историей создания произведений искусства, придумывают варианты композиции, проявляют любознательность в углубленном исследовании не только нового, но и известного, называют основные выразительные средства, проявляют эмоциональную отзывчивость

Расписывают характерным дымковским узором

Двигательная деятельность

Познакомить с правилами русских народных игр «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», «Жмурки», «Пятнашки»

Упражнять в сохранении равновесия, в бросании мяча

Развивать координацию движений

Самостоятельны в организации  собственной оптимальной двигательной деятельности и двигательной деятельности сверстников

Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, взрослых, ее успешных результатов, сочувствуют спортивным поражениям и радуются спортивным победам

Игровая

Закрепить отношения в семье, уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу, учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми. Воспитывать гостеприимство, закреплять правила этикета при приеме гостей. Объяснить смысл слов «хлебосольство» и «радушие».


Сюжетно-ролевые игры «Семья», «К нам пришли гости»

Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию

Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной игровой деятельности и деятельности сверстников, взрослых, ее успешных результатов

Музыкально-художественная

Познакомить с содержание сценария спектакля и действующими лицами

Научить работать согласованно, выразительно читать текст

Познакомить с русскими народными инструментами (ложки, балалайка, гармошка)

Разучивание русской народной песни «Ягодка»


Прослушивание русских народных песен, используют в своей театрализованной деятельности русские народные инструменты

Переживают состояние эмоционального комфорта от собственной игровой деятельности и деятельности сверстников, взрослых,


Заключение

Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через театрализованную деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника. 


Литература

  1. Актуальные вопросы реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сборник методических материалов / авторы-составители: И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Центр развития образования, 2011.
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. Т.С.Комарова.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации .- 2 изд., испр. и допол. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  7. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях : в 2 ч.. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  8. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч.рук. Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.
  10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  11. http://vospitatel.com.ua/category/proekty.html
  12. http://mistergid.ru/
  13. http://dimkovo.ru/
  14. http://moy-institut.ucoz.ru/index/dymkovskaja_igrushka/0-86
  15. http://doshvozrast.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...