Проект "Дымковская игрушка"
проект (средняя группа) на тему

Проект " Дымковская игрушка"

 

Паспорт проекта.

1. Вид проекта: познавательно - творческий.

2. Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-июнь).

3. Участники проекта: воспитатели, родители, дети младшей и средней группы.

4. Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

 

5. Цели проекта:

 

- Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

 

- Развивать устойчивый интерес к народным промыслам.

 

- Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

 

6. Задачи:

Образовательные:

 

- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.

 

- Формировать навык использования материалов для рисования.

 

- Учить видеть красоту дымковской игрушки.

 

- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

 

Развивающие:

 

- Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание,  

   любознательность.

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной 

   активности, коммуникативных навыков.

 

- Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

 

- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

 

- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

    диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки 

     общения.

 

Воспитательные:

 

- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному

   творчеству.

 

- Воспитывать уважение к работе мастеров.

 

7. Ожидаемый результат: в ходе  реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

 

8. План реализации проекта:

 

1. Создать ситуацию для мотивации проекта.

 

2. Подготовительный этап:

- Изучить материал, касающийся истории дымковского промысла, современного   

   его состояния.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

 

3. Основной этап (практический):

- Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.

-Реализация проекта через разные виды деятельности:

проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.

 

4. Заключительный.

- Выставка рисунков по теме, поделок.

- Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки».

- Организация развлечения «Ярмарка в Вятке».

 

9. Продукт проектной деятельности:

Дидактические игры, пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».

 

 Ход проекта.

 

НОД.

Познание.

Цель: закреплять умение рассматривать, описывать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес к народному творчеству.

 

1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

 

2. Тема: презентация «Веселая Дымка».

 

3. Тема: викторина «Волшебная Дымка».

 

Общение.

Цель: рассматривание, сравнение и описание предметов. Построение высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.

 

1. Тема: беседа ««Характерные особенности росписи дымковских игрушек».

 

2. Тема: чтение стихотворения «Ах лошадка какая, грива черная».

 

3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.

 

4. Тема: разучивание стихов о дымке.

 

Художественное творчество.

Цель: рассматривание дымковских игрушек, выделение деталей и особенностей узора. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

 

1. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование).

 

2. Тема: «Украшение дымковской лошадки» (рисование).

 

3. Тема: «Украшение дымковского гуся» (аппликация).

 

4. Тема: «Лепка птички» (лепка из соленого теста).

 

5. Тема: «Лепка уточки» (лепка из глины).

 

6. Тема: «Раскрашивание уточки» (рисование).

 

Развивающие игры.

Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.

 

1. «Дымковское Лото».

 

2. «Найди такой же узор».

 

3. «Собери узор».

 

4. «Собери целое».

 

Музыкально- художественная деятельность.

Цель: развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.

 

1. Л. Волокитина «Ярмарка».

 

2.Русская народная песня «Ягодка».

 

3. Русская народная песня «Я на камушке сижу».

 

4. Русская народная песня «Жили у бабуси».

 

5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

 

Подвижные игры.

Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.

 

1. «Ручеек».

 

2. . «Горелки».

 

3. . «Башмачки потерялись».

 

4. . «Перетягивание каната».

 

Организация развлечения «Ярмарка в Вятке».

Цель: расширять представление о традициях и обычаях русского народа. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...