ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья (средняя группа)

Каменева Анна Николаевна

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_doshkolnogo_obrazovaniya.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

 

Основные признаки педагогической технологии:

  1. Концептуальность (в основе технологии лежит научная концепция, включающая философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).
  2.  Системность (логика процесса, взаимосвязь его частей, целостность).
  3.  Содержательность (набор определенных действий в рамках технологии).
  4.  Алгоритмизированность (организация деятельности педагога, направленная на выполнение проективной и конструктивной функции).
  5. Процессуальность (развертывание процесса учебно-познавательной деятельности).
  6. Управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса, варьирования средств и методов для коррекции результатов).
  7. Ситуативность (теоретические основы технологии представляют собой общую схему, которая должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу).
  8. Воспроизводимость педагогического процесса и результатов (возможность применения технологии в других условиях и другими субъектами).
  9. Эффективность (достижение запланированного результата).
  10.  Гибкость (возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах для обеспечения свободы взаимодействия детей).
  11. Динамичность (возможность развития, преобразования технологии).
  12. Диагностичность описания цели (в цели должны быть отражены критерии оценки достижений детей).

В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

Педагогическая технология имеет выраженную этапность (В. А. Деркунская):

 - первичная диагностика;  

- отбор содержания форм, способов и приемов его реализации;  

- итоговая диагностика достижения цели;  

- критериальная оценка результатов.

В дошкольном образовании большой интерес представляют педагогические технологии, ориентированные на развитие личности ребенка.

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. медико-профилактические – обеспечивают сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств;  
  2. физкультурно-оздоровительные – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (технологии развития физических качеств; закаливания; дыхательной гимнастики и др.);
  3. образовательные (технологии воспитания культуры здоровья дошкольников; личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  4. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;  
  6. сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр; гимнастика; стретчинг и др.);
  7. обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, коммуникативные игры; «Уроки здоровья» и др.);
  8. коррекционные (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.);
  9. педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ:

1) Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие, проектирование характера взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей:

2) Основная доминанта – выявление личностных особенностей каждого ребенка как субъекта познания и других видов деятельности, содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей.  

3) Содержание образования должно включать содержание субъектного опыта ребенка, т.е. опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным.  Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, является педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности (М. В. Крулехт).

Составляющие педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта специфических детских видов деятельности:

1. Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.

2. Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики.  

3. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

4. Творческое конструирование воспитателем образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.).

5. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, включение каждого ребенка в содержательную деятельность.

6. Постановка ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.

7. Создание комфортных условий, исключающих излишнюю регламентацию (атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, отказ от традиционных занятий по образцу).  

8. Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности.  

9. Сотрудничество педагогического коллектива с родителями.

10. Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров.

11. Интеграция образовательного содержания программы.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.  В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.).

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей (Л. Морозова)

Этапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

2. Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой  на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

3. Конкретный замысел

Продумывает,  представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий

Перечисляют  любимые занятия,  предлагают игры,  участвуют в определении последовательности операций  

5. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют в разнообразных видах   деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

6. Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты       в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования.

Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А. И. Савенков):

Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.).  

Шаг 2. Выбор темы исследования.

Шаг 3. Определение цели исследования.  

Шаг 4. Определение задач исследования.

Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).  

Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

Шаг 7. Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы.  

Шаг 8. Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.

ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА».  Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель». Функции портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.  

Структура портфолио  (И. Руденко)

Раздел 1 «Давайте познакомимся»

В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!»

В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет  моего ребенка»

В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...»

В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?» и др.

Раздел 5 «Вот что я могу»

В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения»

В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...»

В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!»

В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. особенностью ИКТ является работа с образами предметов:

  1. технологии, в которых используются мультимедийные презентации (наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, например, при ознакомлении с окружающим);  
  2. технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы (позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем);
  3. технологии, в которых используются тестирующие программы (могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста).  

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, – игра, в которой дети оперируют символами и знаками: развивающие игры, обучающие игры, игры-экспериментирования, компьютерные диагностические игры, игры-забавы. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут.  Инновационные педагогические технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогические технологии дошкольного образования" сообщение к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сообщение   к заседанию школы молодого специалиста по теме "Педагогические технологии дошкольного образования" и буклет Классификация педагогических технологий...

"Педагогические технологии дошкольного образования" презентация к заседанию ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

презентация "педагогические технологии дошкольного образования" в рамках заседания школы молодого специалиста...

Особенности педагогических технологий дошкольного образования

Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют ...

«Современные технологии дошкольного образования» на тему: Марафон игр для педагогов с использованием приёмов ТРИЗ – технологий в педагогической деятельности

В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, ...

Консультация для педагогов ДОУ "Кейс- метод как современная педагогическая технология дошкольного образования"

Данная консультация  раскрывает суть метода кейса как современного метода педагогических технологий. Современный подход педагогов к образовательной деятельности позволяет моделировать ситуации, в...