"Волшебный музыкальный цветок"
план-конспект занятия (старшая группа)

Базовая Елена Александровна

Комплексное занятие для детей старшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_muzykalnyy_tsvetok.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Волшебный музыкальный цветок»

Комплексное занятие для детей старшей группы.

     В группе дети получают письмо-загадку.

     ВОС-ЛЬ: Кто же нам его прислал?

     Предлагает рассмотреть письмо, назвать нарисованные на нем картинки,

прочесть: выделить первый звук из каждого слова и соединить их вместе. Кто

первый прочтет, письмо сообщает шепотом воспитателю. Если не смогут, то

выполняют задание вместе с воспитателем. Это слово «помогите».

     ВОС-ЛЬ: Письмо не подписано. Как же узнать, кто просит нас о помощи?

(Обращает внимание на «следы» на полу — цветные пятна-кляксы — и предлагает

отправиться по ним в путь. Дети по «следам» попадают в музыкальный зал.

Воспитатель собирает следы. В муз. зале. Ребята видят Шапокляк, которая го-

рюет над открытым сундуком.

     ШАПОКЛЯК: Уж я его берегла! Уж я его стерегла! Никому не показывала!

Иногда поливала! На три замка закрывала-а-а! А он сбежал!

     МУЗ.РУК: Ребята, вы узнали кто это? (Ответы детей). Здравствуй, дорогая

Шапокляк. Нас привели сюда «следы». Не Ваши ли они?

     Ш: Мои, мои «следочки». А письмо вы мое получили? И прочесть сумели?

     ВОС-ЛЬ: Прочитали и пришли к вам на помощь. Чем вы так расстроены?

     Ш: Ой беда, беда! Сорвала цветочек сказочный. Думала никому не нужен, а

мне пригодится, ведь волшебный. А без него там, в сказке, ничего не получится. Я

рада бы и вернуть его, да не могу - лепестки разлетелись. Остался один стебелек.

(Ставит в вазу). Как же мне лепестки вернуть.

     ВОС-ЛЬ: Может мы сможем Вам помочь?

     Ш: Что вы, волшебники, что ли?

     ВОС-ЛЬ: Может быть и не волшебники... А хотите мы Ваши «следы» пре-

вратим в забавные картинки? Ребята, включайте свое воображение и фантазию!

Подумайте, на что похожи эти следы. Дорисуйте так, чтобы получился образ или

природное явление.

     Дети под музыку

                             «ВАЛЬС ЦВЕТОВ»

                    из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

     выполняют работу. По окончанию задания отдают рисунки.

     Незаметно для детей появляется на стебельке один из пропавших лепест-

ков цветка.

     Ш: Какие «следочки» у меня стали красивые!

     ВОС-ЛЬ: Дети, посмотрите, один из «любопытных» лепестков вернулся!

Шапокляк, а вы сомневались в том, что мы можем  Вам  помочь вернуть лепестки.

     Ш: И как вы только смогли такое чудо сотворить.

     МУЗ.РУК: А у нас секретов нет! Ребята, что  вам помогало в работе? (Вооб-

ражение, фантазия, музыка)

     Какая музыка помогла вам придумать такие необычные рисунки? (Вальс

     П. Чайковского). Множество вальсов написано разными композиторами.

Вспомните фамилии композиторов, чьи вальсы мы с вами слушали.(Дети вспо-

минают вальсы Чайковского, Шопена, Штрауса, Глинки...)

     МУЗ.РУК: К какому музыкальному жанру относится вальс? (Танец) А какие

танцы вы еще знаете? А сейчас послушаем новое произведение «Мазурка».

МУЗ.РУК: Сегодня я познакомлю вас с танцем мазуркой. Каждый танец имеет свое происхождение, свои особенности, проявляющиеся в характере музыки и в характере танцевальных движений.

Например, вальс родом из Германии и Австрии, полька – чешский танец. Вальс имеет трехдольный размер (исполнить фрагмент вальса и считать до трех), а полька – двухдольный, под нее можно считать до двух (исполнить фрагмент). Вальс плавный, кружащийся, а полька – отрывистая, подпрыгивающая. (Исполнить фрагменты.)

Сейчас вы услышите мазурку. Этот танец родом из Польши. Он возник как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный. Послушайте «Мазурку» из «Детского альбома» П. Чайковского. (Исполнить пьесу.) Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трехдольная. Но в отличие от вальса, в котором основной акцент (ударение) приходится на счет «раз» (исполнить фрагмент), в мазурке те звуки, что сильнее других, приходятся на счет «два» или «три». (Исполнить фрагмент.) такие акценты придают танцу отчетливость, горделивость. (Исполнить 1-4-й такты «Мазурки», считая; играть отдельно аккомпанемент; напевать мелодию, делая на счет «три» хлопки.)

В мелодии мазурок, в отличие от плавного, скользящего вальса, часто встречаются отрывистые, легкие, полетные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм (прохлопать ритмический рисунок, исполнить фрагмент «Мазурки» П. Чайковского). Этот ритм придает мазурке волевой, энергичный характер. Как грациозна, красива, изящна эта музыка! (Исполнить «Мазурку» П.Чайковского.)

К какому жанру относится мазурка? (Танец.)

Ш: А какие жанры музыки вы еще знаете?

ДЕТИ: Марш, песня.

Ш: И можете отличить их друг от друга?

ДЕТИ: Да.

Ш: Ой, что-то мне не верится. Как же можно отличить марш от вальса.

ДЕТИ: Под марш мы маршируем. А под вальс можно кружиться.

Ш: Вот я сейчас и посмотрю, как вы справитесь с заданием. Вот я и карточки вам приготовила.

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ»

Звучит музыка, дети поднимают соответствующие карточки.

Ш: Молодцы, никак я не ожидала, что вы справитесь.

ВОС-ЛЬ: Ой, вы только посмотрите, еще один лепесток вернулся!

Композитор, который написал и марш, и танец, и песню – П.И.Чайковский. Найдите его среди других композиторов. (Показывают портрет П.Чайковского.)

Ш: (рассматривает портрет композитора, повторяет его имя и фамилию) Красивый пейзаж!

ВОС-ЛЬ: Разве это пейзаж? Ребята, помогите, пожалуйста, Шапокляк.

ДЕТИ: Это портрет.

Ш: (виновато) Ну, подумаешь, ошибочка вышла! А я, знаете, рисовать как люблю! (достает 3 картины: пейзаж, натюрморт, портрет; показывает их детям, хвастается.) Вот я написала портрет. (Показывает натюрморт.) Красота! А это у меня пейзаж. (Показывает портрет.) Какие краски! А вот моя любимая картина и называется натур…натюр…мёдом. (Показывает пейзаж.) Какая композиция! Ничего не понимаю почему вы все смеётесь?

ВОС-ЛЬ: Дорогая Шапокляк, Вы снова все напутали. Дети, помогите Шапокляк правильно назвать жанры картин. Найдите в ее работах пейзаж. Что такое пейзаж? (Рассказ художника о живой природе.)

Далее аналогично проходит работа над натюрмортом и портретом.

МУЗ.РУК: А чтобы лучше запомнить, что такое натюрморт, пейзаж и портрет, мы об этом Вам споем.

«ПЕСНЯ О КАРТИНАХ» муз. Г. Гладкова-Югина, сл. А.Кушнера

На цветке появляется 3 лепесток.

Ш: (видит выставку картин) Ой, какая выставка! Какие жанры! Натюрморт, портрет! (Радостно.)

ВОС-ЛЬ: А какая картина тронула Вашу душу, милая гостья, больше всех?

Шапокляк выбирает репродукцию картины И.Шишкина «Парк в Павловске».

МУЗ.РУК: Ребята, а сможете ли вы к этой картине подобрать знакомую песню?

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«УЗНАЙ ПЕСНЮ ПО КАРТИНАМ»

Дети выбирают картины и называют песни, выученные с начала года.

  • Картина с изображением зимы – «Зимняя песенка». На обратной стороне нет ритмического рисунка. Предложить детям прохлопать первые строчки песни и выложить на фланелеграфе.
  • Картинка с изображением осени – «Осень пришла». На обратной стороне ритм другой песни. Прохлопать, определить правильно ли написано. Выложить на фланелеграфе.
  • Выбирают картину к «Песенке о маме». На обратной стороне правильный ритмический рисунок. Проверяем.

Предложить исполнить любую песенку.

Появляется 4 лепесток.

Ш: Хорошие песни поют ребята. Вот бы  мне научиться сочинять музыку…

МУЗ.РУК: Давайте попробуем, Шапокляк. Придумайте мелодию в ритме марша. (Поет в ритме вальса.)

МУЗ.РУК: Ребятки, правильно Шапокляк поет? (Нет.)

Ш: Ничего не получается.

МУЗ.РУК: Дети, кто хочет попробовать? (Поют.) А в ритме колыбельной? (Поют.)

Ш: Молодцы! (мечтательно) Да вы просто композиторы! Возможно, когда вырастите, станете знаменитыми.

Появляется 5 лепесток.

Ш: (показывает свою корзину) Я вам покажу свою сумочку… У меня здесь много интересных вещей. Хотите узнать какие?

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«УГАДАЙ НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Шапокляк за ширмой играет на музыкальных инструментах, дети отгадывают.

МУЗ.РУК: А теперь, Шапокляк, ребята тебе поиграют.

«НОВОГОДНЯЯ ПОЛЬКА» муз. Александрова

Дети играют на д/м инструментах.

Появляется 6 лепесток.

Ш: Ребята, как у вас здорово, какая я вумная стала!

МУЗ.РУК: Дорогая Шапокляк, у нас дети в д/с учатся еще быть и добрыми. Вот и ты побыла у нас всего чуть-чуть и уже не хочешь пакости делать, да? Видишь какая у нас волшебная атмосфера. Вот и ребятки хотят для тебя станцевать свой любимый танец.

«БАБУШКА ЯГА»

группы « На-на»

Угощает детей.

Появляется 7 лепесток.

Ш: Ура! Все лепестки волшебного цветка собрались вместе! Пора цветик-семицветик  вернуть в сказку, но, пока он с нами, вы можете, глядя на него, загадать любое желание. Если очень захотеть и приложить к этому старание и труд, то желание обязательно исполнится. Загадали? Ну, мне пора. (Уходит.)

МУЗ.РУК: Ребятки, вот и помогли мы Шапокляк вернуть цветик-семицветик в сказку, сделали доброе дело. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глазки, улыбнемся и вспомним песенку о доброте.

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ» муз. Савельева

Дети идут по кругу хороводным шагом и цепочкой выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыке «Путешествие по волшебно-музыкальному зимнему парку»

Цель:углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств,организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.Программные задачи:Образовательные задачи:- продолжать знакомить детей ...

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный музыкальный сад» для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста«Волшебный музыкальный сад» Цель: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти дошкольников, закрепление знаний.Ход игры: В...

Дидактическая игра "Музыкальный цветок"

Игра проста в изготовлении и в испоьзовании.  Игру можно применить не только в музыкальной деятельности, но и в других областях. Картинки легко меняются, можно сделать тематический цветок, наприм...

Перезентация "Загадки о волшебных музыкальных инструментах"

Загадки о музыкальных инструментах с картинками....

«Осень и её волшебные музыкальные краски»

Методика проведения ОД с детьми старшей группы коррекционной направленности (логопедическая)...

Сценарий праздника посвященный Международному женскому дню «8 марта» "Волшебный весенний цветок" Для детей старшей группы (ТНР)

Сценарий разработан с учетом возможностей группы ТНР, с чередованием активной и пасивной деятельности. по времени расчитан на 30-35 мин....

Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов

Исследовательский проект, выполненный ребенком подготовительной группы под руководством музыкального руководителя....