Конспект экскурсии в мини - музей «Волшебная кладовая» для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Иваровская Светлана Михайловна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»

ЗАНЯТИЕ: Формирование целостной картины мира.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Ознакомление с социальным окружением.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:
  • Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта через сказку.

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугунок, кузовок, лукошко, коромысло и т.д.).

  1. Развивающие:
  • Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов;
  • Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно - исследовательская, коммуникативная.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с экспонатами музея, знакомство с текстами литературных произведений, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта. Повторение правил поведения в музее.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: коромысло, кочерга, чугунок, туесок, короб, лукошко.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

  • Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

        

Конспект экскурсии в мини - музей

«Волшебная кладовая» для детей старшей группы

                                                                                                                   

                                                                                                                    Автор - составитель:

Иваровская Светлана Михайловна

Санкт-Петербург

2022

Конспект экскурсии в мини - музей «Волшебная кладовая» для детей старшей
группы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»

ЗАНЯТИЕ: Формирование целостной картины мира.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Ознакомление с социальным окружением.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:
  • Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта через сказку.

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугунок, кузовок, лукошко, коромысло и т.д.).

  1. Развивающие:
  • Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов;
  • Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно - исследовательская, коммуникативная.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с экспонатами музея, знакомство с текстами литературных произведений, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта. Повторение правил поведения в музее.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: коромысло, кочерга, чугунок, туесок, короб, лукошко.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

  • Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 -Здравствуйте, дорогие друзья!

Чтоб провести нам время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Нам долго выбирать не нужно место –

Мы дружно отправляемся в музей!

            Музей нам дарит много впечатлений

            И учит нас прекрасное ценить,

            Мы знаем – память многих поколений

                      Музеи будут бережно хранить!

А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)

-Музей - это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы.

-В нашем музее есть разные экспонаты: туески, лукошки, корзинки, ведра, кувшины, шкатулки, предметы посуды, есть даже самовар. Все это необходимые предметы быта наших предков. Подумайте, что объединяет все экспонаты нашего музея? (В эти предметы можно что- либо положить).

-Да верно. И наш музей так и называется – музей емкостей.

В каждом музее есть свои хранители. В нашем музее они тоже есть. И вы легко их узнаете:

Шесть веков ему, седьмой.

Он не толстый, не худой,

Подпоясан кушачком

 И с волшебным сундучком.(Домовой).

Домовые  - хранители нашего музея.

  -Домовые, покажитесь, с детворою подружитесь. А вот и они.

Домовые сказочные персонажи, и все экспонаты нашего музея также можно встретить в сказках.

Посмотрите, дети, в руках одного из домовых свиток. Посмотрим, что там?

Воспитатель разворачивает свиток и читает сказочные загадки:

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт —
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла —
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и Медведь) 

- Как Маша оказалась в избушке у медведя? (Ответы детей)

-Как Маше удалось перехитрить медведя? (Ответы детей)

А теперь посмотрите на экспонаты музея. Какие предметы встречаются в  сказке? (Корзина, туесок, короб) Рассмотрим экспонаты нашего музея.

Плетеная небольшая корзина называется лукошком - от слова «лыко». Она предназначалась для сбора ягод и грибов, а также для посева зерен и сбора урожая. Лукошко - это самая легкая, почти невесомая корзина, которую брали с собой буквально везде.

А при необходимости его можно было смастерить из подручных материалов прямо в лесу. Еще один вид русской корзинки называется кузовком. Как правило, это берестяная сумка-торба в виде цилиндра с крышкой. Сделана она специально, чтобы ягоды не мялись и не давали сока.

Для удобства к кузовку крепится ремень через плечо. С этой корзинкой, кстати, связана одна из самых известных русских поговорок: «Назвался груздем, полезай в кузовок».

Означает она, что нужно понимать ответственность за свои слова, и коли ты что-то сказал, будь добр, сделай.

А вот корзинки из бересты для хранения продуктов на кухне называются туесками. Часто они закрываются крышками с ручками. Мастера по плетению туесков дают в работе волю своей фантазии, украшая их различными рисунками.

- Парень по воду побрёл,
В щуку в проруби нашел.
Чудеса теперь кругом:
Вёдра сами идут в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
Что за чудо в самом деле?

Это сказка о Емеле (По щучьему велению)

Назовите предметы – экспонаты музея, которые встречаются в сказке? ( Вёдра, коромысло)

Коромысло – толстая, изогнутая дугой палка с крючками, приспособление для переноса ведер с водой.


- Лиса кормила гостя кашей,
Но он ни капельки не съел,
И на болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки.
И ушла к себе в леса,
Пообидившись, лиса.
(Лиса и журавль) 

 Это хорошо знакомая вам сказка.

-Почему лиса обиделась на журавля? Удалось ей отведать вкусной окрошки, которую приготовил журавль?

-Какие экспонаты нашего музея встречаются  в сказке? (Глиняный кувшин, тарелка)

Какие ещё экспонаты из глины вы видите? (Ответы детей)

Смотрим мы на эту посуду и не можем глаз отвести.  Почему она так привлекательна?

Возьмите в руки  горшочек, подержите. Что вы чувствуете? Тепло, какие-то совершенно неожиданные приятные ощущения, состояние уюта и комфорта, умиротворенности. Так в чем дело?

 В глине. В уникальных свойствах этого природного материала, над созданием которого веками трудились  три стихии: земля, вода, воздух.  

Исследователи говорят, что глина излучает особую энергию, которой она щедро делится с человеком, благотворно влияя на здоровье человека.

 Наши предки были очень наблюдательными и мудрыми людьми, сумели правильно воспользоваться этим даром природы. Думаю, многие ваши мамы и бабушки у себя на кухне имеют глиняные горшочки и с удовольствием в них готовят. Еда из самых простых продуктов, приготовленная в этих чудо - горшочках, получается необыкновенно ароматная и вкусная

- Она по полю пошла,
В поле денежку нашла!
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук…
Пауков боится Муха,
Муха — … .
(Муха-Цокотуха)

Эта сказка нас отсылает к витрине с посудой. Назовите предметы посуды, которые встречаются в сказке. (Чашки, блюдца, самовар)

На витрине  с посудой в нашем музее представлены предметы Императорского фарфорового завода, который был основан императрицей Елизаветой в 1744 году и имеет давнюю историю. Фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода отличаются особым качеством, изящностью формы и художественного оформления  и пользуются спросом не только у россиян, но и у зарубежных гостей.

Физминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

.                             Н. Нищева

-Небольшого росту девка и сама вся статная,

Платье цвета малахита в косах ленты яркие. (Малахитовая шкатулка).

-А что хранилось в шкатулке у нашей сказочной героини? (украшения из драгоценных камней)

 -Чтоб представить это нужно

Глазки всем закрыть нам дружно.

 Справа чистый изумруд,

Слева бусы. Там и тут

Кольца, серьги и браслеты.

Представляете всё это?

Жемчуга и бирюза.

Открываем все глаза!

          Возле этой витрины мы с вами немного задержимся, и я вам расскажу про шкатулки.

Педагог показывает детям шкатулку и "ведет" свой  рассказ.

 

- Шкатулки... Многим на первый взгляд кажется ничего особенного – всего лишь коробочки с крышечками, но все они очень разные – фарфоровые, деревянные, берестяные, каменные, металлические, керамические…, и даже из солёного теста. Круглые, квадратные, прямоугольные, овальные, сундучки, ларчики, бочонки…

Но из каких бы материалов ни была сделана шкатулка, она всегда скрывает какую-то тайну. И очень хочется заглянуть вовнутрь! Но не всегда это удаётся сделать. Для того чтобы уберечь содержимое шкатулки от посторонних глаз мастера сделали шкатулку с замками и секретами. Секреты могут быть спрятаны в крышке, боковых стенках и даже в донышке – потайные отделения, двойное или тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после нажатия тайной кнопки или сложной последовательности действий. Эти уловки делают из шкатулки настоящий тайничок.

Пришла к нам шкатулка с Востока. Китайские мастера ещё две тысячи лет назад создавали футляры из дерева различной формы и размеров, расписывали их смолой редкого лакового растения. Стремясь опередить друг друга по уровню мастерства, создатели шкатулок придумывали всё более и более искусные формы, стараясь как можно богаче их украсить. Изготовленная на заказ, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, шкатулка могла стоить дороже, чем драгоценности, которые в ней хранились. Любая шкатулка чаще всего была штучным и весьма дорогим подарком.

 Мастера делали  шкатулки всех размеров – от самой маленькой (для одного колечка) до самой большой и даже очень большой. Сундук это тоже разновидность шкатулки. На Руси сундуки использовались испокон веков и передавались по наследству детям и внукам.

За минувшие века первоначальная конструкция шкатулки почти не изменилась. Да и сама шкатулка – предмет, пришедший к нам из старины, не устарела в наши дни.

Сейчас шкатулки делаются во всех странах, но везде разные. Мастер может сделать шкатулку за два дня, а может затратить на её изготовление два месяца. Это зависит от сложности конструкции и материала, из которого делается шкатулка. Шкатулки делаются как на предприятиях, выпускающих сувенирную продукцию, так и отдельными мастерами.

- Что же хранили в шкатулке для рукоделия ваши бабушки и прабабушки?

- Узнать это вы сможете, отгадав загадки.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

                       (Иголка с ниткой)

- Одноглазая старушка

Узоры вышивает, весь мир одевает,

Что сошьёт - не надевает.

                            (Иголка)

- У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана.

                            (Напёрсток)

- Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Прячусь под комод.

                              (Клубок)

- Всё под силу сестрам смелым –

Хоть носки, а хоть жакет.

Могут всё в руках умелых,

Им ни в чём преграды нет.

                              (Спицы)

- Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

                                (Ножницы)

Шкатулки в нашем музее сказочные и не только могут хранить тайны, но и исполнять желания. Возьмите сердечки, положите их на ладошки, и загадайте желание. Положите сердечки - желания в шкатулку, и они у вас обязательно исполнятся.

             

            Рефлексия:

            А наше знакомство со сказочным музеем завершается. Я думаю, что оно было для вас увлекательным и познавательным. И мы прощаемся с хранителями музея – домовыми и благодарим их за увлекательное путешествие в сказочную старину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения экскурсии в мини – музее «Была война» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине. Задачи:- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;- Воспитывать чув...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

«Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять навыки вырозительного чтения малых фольклорных форм передавая интонацией настроения....

Экскурсия в мини музей. «Волшебные краски»

Чем дальше в будущее входим,          Тем больше прошлым дорожим,        И в старом красоту находим,    Хоть новому принадлежим».  В н...

Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста

В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...