План самообразования
методическая разработка

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

Цель работы по самообразованию: повышение профессионального уровня по вопросу включения музея в образовательный процесс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_samoobrazovanii.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования Чепкасовой Галины Николаевны,

воспитателя МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 71 «Радость»

Тема «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной педагогики».

2020-2022 учебный год

  Актуальность: музеи всегда являлись важной частью культурной жизни человека. В ДОУ в рамках программы «От рождения до школы» создаются собственные мини-музеи. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как педагогическую технологию. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики.

   Принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, динамичность.

Цель работы по самообразованию: повышение профессионального уровня по вопросу включения музея в образовательный процесс в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

     Задачи:                                                                                                                              

  1. Формировать образ музея, как места, в котором хранятся коллекции, имеющие ценность.
  2. Развивать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  3. Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способностей детей.
  4. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей, развивать положительные эмоции, радость новых открытий, знаний.
  5. Развивать коммуникативные навыки, способствующие оптимальной социализации личности ребенка.
  6. Обеспечивать непрерывность образования в системе: ДОУ – семья.
  7. Формировать партнёрские взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями.

   Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжение изучения педагогического опыта других педагогов.

Предполагаемый результат:         

  • становление образа музея как «дома культуры», бережного отношения к нему;
  • расширение познавательного интереса;
  • формирование у дошкольников основных представлений и понятий о многообразии предметов и материалов;
  • развитие любознательности у детей, творческого воображения, коммуникативных навыков, творческого, логического и креативного мышления, речи, обогащение словарного запаса дошкольников;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики;
  • приобретение положительных эмоций по итогам проделанной работы и как следствие приобретение здорового психологического самочувствия;
  • создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по вопросу воспитания дошкольников; становление сотрудничества между педагогами и родителями.

   Проблема формирования у детей интереса к музеям и выставкам представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для работы над данной темой с детьми подготовительной группы, выбрав её темой для самообразования.

   Цель саморазвития: 

  • повышение своего профессионального уровня, систематизация работы по реализации технологий музейной педагогики в соответствии с ФГОС ДО;
  • повышение профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием интереса к музеям и выставкам у детей дошкольного возраста;
  • развитие активности, инициативы в инновационной, научно-методической при воспитании детей в современных условиях;
  • развитие личность ребенка, расширять кругозор.  
  • воспитание бережного отношения к традициям, сохранению ceмейных связей.          

Задачи программы:

повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через:

  • изучение требований ФГОС ДО;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • распространение собственного педагогического опыта;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • самообразование.

        Основные направления моей деятельности:

1. В информационной области:

  • использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
  • создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.

2. В диагностико-прагматической области:

  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
  • планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.

3. В области содержания образования:

  • применение ФГОС ДО в практической деятельности;
  • дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
  • изучение и распространение передовых педагогических технологий;
  • формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
  • формирование общей культуры личности каждого ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

        4. В области повышения квалификации:

  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
  • участие в семинарах и мастер-классах;
  • внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
  • методические семинары, практикумы;
  • реализации собственных творческих способностей.

  Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

План самообразования на 2019-2020 учебный год

Месяц

Цель. Задачи.

Содержание работы

Форма представления результатов самообразования

Сентябрь

В течение года

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

В течение года

Март

Апрель

В течениегода

Май

Повышение профессионального мастерства и компетентности.

Изучение методической литературы на данную тему, прохождение курсов повышения квалификации по теме

Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч».

Посещение музеев города Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева

Музей истории русского быта.

Подбор методической литературы на тему «Музейная педагогика», «Мини-музеи в ДОУ»

Изучение применения метода проектной деятельности педагогов в сети Интернет

Участие в вебинарах по теме музейная педагогика, пополнение мини-музея группы

Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ, интерактивность музейной работы

        

Транслирование опыта работы по данной теме на профессиональном сайте МААМ, «Моя Югра», «Рассударики»
Участие в методическом объединении

Участие в выставках в ДОУ, в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и выставках

Составление картотеки методического демонстрационного материала по мини-музею «Русская изба»

Анализ работы по саморазвитию

Список литературы

Список литературы

Фото отчет

Картотека мультимедийных презентаций.

Обмен опытом через Интернет.

Сертификат участника конкурса

Отчет работы по саморазвитию.

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение года

Март

В течение года

Апрель

Май

Совершенствование условий для формирования у детей интереса к мини-музею

Консультация у педагога Боголюбовой М.А «Организация работы в музее с дошкольниками старшего возраста».

Диагностические исследования (с использованием иллюстраций)

Пополнение развивающей среды (мини-музея)

Подбор методической литературы

Подбор конспектов занятий


Подбор дидактических игр.

Подбор картинок для бесед

Беседа на тему «Путешествие в мир музея» (с использованием компьютерной презентации). Подбор материала для презентаций

Просмотр презентаций.

Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок

Моделирование ситуаций

Досуги, праздники и развлечения

Подбор тем для проектов.

Создание книжек-малышек

Выпуск газеты «Наш мини-музей»

Виртуальные экскурсии в музеи города

Мониторинг на конец учебного года

Вывод по диагностике

Список методической литературы

Изготовление самодельной книги об экспонатах мини-музея в группе.

Конспекты занятий, бесед.

Самостоятельное рассматривание экспонатов.

Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

Чтение художественной литературы

Просмотр мини-презентаций

Творческие игры, образовательные путешествия

 Экскурсии для детей и родителей

Беседы с воспитателями: «Мини-музей», «Как рассказать гостям о нашем мини-музее», «Я - экскурсовод», «Мои экспонаты для мини-музея».

Конспект занятия «О чём нам расскажет музей»

Картотека презентаций

Список художественной литературы на тему об экспонатах мини-музея группы

Детские исследовательские проекты «О чём нам расскажет музей»

Мини-проекты для детей.

Детские книжки – малышки

Проведение фотовыставки «Творческая мастерская»

Мониторинг (аналитическая справка)

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

В течение года

Октябрь – Декабрь

В течение года

Апрель

Май

Привлечение педагогов и родителей к формированию интереса к детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики.

Анкетирование родителей «Что такое мини- музей в ДОУ»

Индивидуальные беседы с родителями по теме

Разработка социокультурного проекта «Русская изба».

Разработка и проведение консультаций для родителей

Подбор материала для родителей и воспитателей (консультации, папки-передвижки, рекомендации)

Консультации для родителей: «Как привить интерес к музею»,

«Прогулки с пользой и интересом».

Разработка и оформление папок – передвижек, консультаций, стенгазет по плану работы музея «Русская изба».

Разработка и совместное изготовление пособий, атрибутов для детей.

Выпуск памяток для родителей «Как привить интерес к посещению музея»

Совместная подготовка к организации праздников и развлечений.

Составление с детьми исследовательских проектов

Анкетирование родителей «Ваше отношение к работе детского сада».

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

Анализ анкетирования родителей.

Представление проекта «Русская изба» на педагогическом совете ДОУ.

Фотовыставка

Протоколы родительских собраний (доклад, выступление)

Изготовление экспонатов для пополнения мини-музея группы

Консультации: «Родители – пример для детей в становлении личности»

Папки-передвижки: «Музеи нашего города, которые можно посетить вместе с детьми», «Как привить интерес к музею», «Расширяем кругозор».

               

Консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Буклеты, памятки для родителей.

Анализ анкетирования родителей (аналитическая справка).

Сертификаты

                                             Список литературы

  1. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 3.
  2. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея», Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.
  3. Евстропова С. И. «Музей воздуха», Ребенок в детском саду. -2011. -№ 2
  4. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
  5. Морозова Н.А., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2006.
  6. Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы.
  7. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями: лекции 1-4. - Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.
  8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с
  9. Чубукина Р. «Музей одного образа», Дошкольное воспитание. - 2007. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...