Методическая разработка практикума для родителей "Рисуем осенний пейзаж"
методическая разработка

Данная разработка направлена на ознакомление родителей  с приемами создания осеннего пейзажа в ходе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в сфере развития детского художественного творчества и содержит рекомендации по формированию у старших дошкольников  умения создавать пейзаж в рисунке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peremanova_n.i.zadanie_1.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в сфере развития детского художественного творчества

Тему практикума (мастер-класса):

"Осенний пейзаж".

Как нарисовать осенний пейзаж с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель проведения:

ознакомление родителей старших дошкольников с приемами создания осеннего пейзажа.

Материалы, необходимые для проведения практикума:

бумага формата А-3;

поролон (примерно 4*4 см.);

гуашь желтая, алая, зеленая темная, синяя светлая, голубая, белая, коричневая, черная, охра, фиолетовая, оранжевая;

кисть синтетика № 9, №12;

простой карандаш;

баночка с водой;

тканевая салфетка;

таз с водой для смачивания листа;

мольберт;

магнитофон;

репродукции В. Поленова "Золотая осень", А.Пластова "Осень", Э.Грабаря "Рябинка", И.Остроухова "Золотая осень".

 

Описание хода практикума

        Мероприятие начинается с метода погружения, звучит вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь" Е.Доги, стихотворение "А кто из вас, друзья, видал..." Н.Асранга, выставляются репродукции:

А кто из вас, друзья, видал,

Как всё в лесу переменилось?

В лесу был дан осенний бал !

Деревья все принарядились...

В.Поленов "Золотая осень"

Нагладив жёлтый свой батист,

Пришла красавица берёзка

И вдруг стряхнула первый лист,

Как тонкий волос у причёски.

Аркакдий Пластов "Осень"

Явившись раньше всех на бал,

Оркестром ветра оглушённый,

С рябиной ясень танцевал,

На удивление приглашённых.

Э.Грабарь "Рябинка"

И, позабыв про этикет,

Так громко клён в ладоши хлопал,

Что сбросил золотой манжет

И сделался чуть-чуть растрёпан.

И.Остроухов "Золотая осень"

А старый дуб, качавшись в такт,

Не в силах был остановиться.

А Вы хотели б тоже так...

В осеннем вальсе закружиться?

А.Пластов "Осенний этюд"

Примерные вопросы к родителям:

- Что вы почувствовали, когда слушали музыку и рассматривали репродукции?

- Что из увиденного особенно произвело впечатление на вас?

- На какой из картин вам больше всего захотелось бы оказаться и закружиться в осеннем вальсе и почему?

- Какие художественные средства использовал художник, чтобы произвести на вас такое впечатление?

Воспитатель:

- художники своим мастерством и талантом донесли до нас всю красоту осени, нашли подход к стрункам души каждого, затронули наши чувства. А не попробовать ли нам закружиться в осеннем вальсе в декорациях своей "Золотой осени"? Как можно это сделать?

- Хотите попробовать?

- Итак, давайте вместе нарисуем осенний пейзаж.

        Воспитатель использует метод частичного показа и знакомит с последовательностью создания рисунка:

  • размещаем лист в соответствии с вашим желанием и намечаем простым карандашом линию горизонта (прямая, наклонная, волнистая и т.д.) на любом уровне. Родители предлагают вариант, воспитатель изображает;

  •  смачиваем лист в тазу с водой, "приклеиваем" его к столу, убираем с помощью ладоней лишнюю воду, кладем на смоченный поролон кисточкой гуашь цвета неба(можно нескольких цветов, получается живописней) и наносим на верхнюю часть листа. Родители предлагают вариант, воспитатель частично изображает;

  •  переворачиваем поролон и кладем гуашь цвета осенней поляны и наносим на нижнюю часть листа. Родители предлагают вариант, воспитатель изображает;
  • по желанию можно изобразить любой водоем (реку, озеро, ручеек и т.д.) в любом месте;

  • на переднем плане (внизу листа)в любой части создаем образ осеннего дерева, которое вам хочется изобразить первым. Родители предлагают вариант, воспитатель частично изображает. По желанию передний план дополняется другими изображениями;

  • переходим к среднему плану (середина поляны);

 

  • заполняем дальний план (линия горизонта);

  • что еще можно добавить?(кусты, траву, облака, птиц, грибы, ягоды, листопад, ветер и т.д.);

Начинаем!

        В ходе выполнения работ воспитатель индивидуально консультирует родителей.

        В заключении организуется выставка осеннего пейзажа "Чудесна пора, очей очарованье". Вместе рассматриваем, обмениваемся впечатлениями. Воспитатель отвечает на возникшие вопросы и задает свой:"А как Вы думаете, дети, когда увидят такую красоту, они захотят научится этому?" В этом вам помогут рекомендации.

Рекомендации для родителей по формированию у старших дошкольников умения создавать пейзаж в рисунке

  • Прежде чем рисовать с ребенком пейзаж, понаблюдайте за природой, постоянно показывайте ему свое восхищение - закатом, склонившейся над обрывом березкой, росинкой на благоухающем цветке, остановитесь, скажите ребенку: "Давай полюбуемся!". Подберите вместе эпитеты, сравнения, вспомните поэтические строки, соответствующие явлению, посмотрите репродукции картин.
  • Не забывайте обращать внимания на переживания ребенка, его чувства, настроения, ощущения, без которых невозможно восприятие красоты, а также зарождение художественных замыслов. Спросите :" Что ты почувствовал, что восхитило, поразило больше всего? ". Не удивляйтесь ответам детей и не подвергайте критике, поощряйте, выскажите одобрение и удивление его высказываниями.
  • Специального внимания требует цветовое восприятие природы. Трава, листья - зеленые, снег- белый, небо - голубое. И очень скоро маленький человек начинает видеть мир в соответствии с этой несложной таблицей. А ведь небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, серое и насквозь прозолоченное солнцем...
  • Постоянно обращайте внимание ребенка на связь между внутренним состоянием и его внешним выражением. Обратите внимание ребенка на группу деревьев и предложите угадать, какое из них самое грустное, почему? Подберите, например, с земли груду листьев и вместе постарайтесь определить, который из них "лист - путешественник", почему? А какой сегодня дождик? Печальный или озорной? Почему?
  • Если ребенок захотел воплотить свой замысел, то у него для этого должны быть все условия: необходимое место, оборудованное в соответствии с санитарными нормами, оснащенное разнообразными художественными материалами в соответствии с возрастом.
  • Старайтесь замечать любые достижения и успехи ребенка, поощряйте его своим вниманием и восхищением.
  • Никогда не критикуйте ребенка.
  • Оформите вместе с ребенком работу в паспарту или рамку, организуйте выставку работ, знакомьте с ней всех знакомых и друзей.
  • Если требуются поправки и замечания к работе, сделать их нужно не сразу после создания рисунка, а по прошествии некоторого времени.
  • Сделайте так, чтобы ребенок никогда не видел своих работ выброшенными.

Список литературы:

  • Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 192 с.
  • Комарова, Т.С. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Изобразительная деятельность в детском саду. [CD] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • От рождения до школы [Текст]. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  • 17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 25 ноября 2013 г. – № 6241.
  • Самолдина, К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников [Текст] / К.А. Самолдина, Е.П. Маркова. – Новосибирск, НИПКиПРО, 2013. – 132 с.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 31 декабря 2012 г. – № 5976.
  • Комарова, Т.С. Детское художественное творчество - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005.
  • Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить и создавать красоту. – СПб.:  Детство-Пресс,  2013.  
  • Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. -М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
  • Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. - Лаборатория знаний, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)

Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....

Методическая разработка НОД "Прогулка по осеннему лесу"

Методическая разработка НОД "Прогулка по осеннему лесу", для детей 4-5 лет (средняя группа)....

Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.

. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет  формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...

Собственная методическая разработка по лексической теме:"Осень"(старшая группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе "Осень"Цель:. Уточнить и расширить представления об осени и ее приметахЗадачи:1. Коррекционно-образовательные·...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Методическая разработка "Практикум для родителей будущих первоклассников"

Обширные исследования показали, что учащиеся добиваются больших успехов в школе, если родители активно участвуют в их образовании. Участие родителей не только повышает успеваемость, но оказывает полож...