Познавательно-творческий проект «Матрешка - народная игрушка»
проект (младшая группа)

Аргунова Вера Викторовна

Матрёшка - уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

Одной из актуальных проблем, тре­бующих своевременного решения, является развитие творче­ских способностей (Выготский Л.С). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka-_narodnaya_igrushka.docx70.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37«Огонек» города Белово»

        

«Матрешка - народная игрушка»

( проект для детей младшего дошкольного возраста)

C:\Users\adm\Downloads\картинка.jpg

                                                    Белово2021

Составитель:

Аргунова В. В., воспитатель

В сборнике представлен цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми  младшего дошкольного возраста и родителями.

Предложенная система работы включает беседы, дидактические игры, игровые задания; ориентированные  на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих).

Мероприятия разработаны с учетом  интеграции разных видов детской деятельности.

Содержание

  1. Паспорт проекта         2
  2. Пояснительная записка        4
  3. Цели и задачи проекта        5
  4. Описание содержания проекта         6
  5. Ресурсы        7
  6. План реализации проекта        8
  7. Ожидаемые результаты        10
  8. Перспективы дальнейшего развития        11
  9. Литература        12

Приложения        13

Паспорт проекта

"Мы уверенны в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагоги.»                                      Е. Флерина

Наименование проекта

Психолого-педагогическая готовность педагогов

Основание для разработки проекта

Приказ Министерства  образования и науки  Российской  Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Заказчик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Огонек» города Белово

Основные разработчики проекта

Аргунова В. В., воспитатель;

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация МБДОУ детский сад № 37 «Огонек», дети второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители)

Тип проекта

 краткосрочный, познавательно-творческий

Цель проекта

Развитие  у детей интереса к истории и культуре русского народа,  через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.

Основные задачи проекта

  • Познакомить с  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой.
  • Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение к русским народным игрушкам, к народной культуре и традициям.
  • Приобщать родителей к совместной деятельности

Механизмы управления проектом

Использование законодательных, организационных и ресурсных механизмов управления Проектом.

Сроки и этапы реализации

проекта

Первый этап  – организационно-мотивационный (январь 2021 г.)

Второй этап – практический (февраль 2021- март2021 г.)

Третий этап – обобщающий  (март 2021 г.)

Ожидаемые конечные

результаты 

Для детей:

  • Расширение знаний детей об особенностях матрешки и ее роли во время игр;
  • Ознакомление детей с особенностями игрушки матрѐшки (материал, форма, цвет, узор);
  • Развитие у ребѐнка фантазии, эмоциональности, активизация словарного запаса;

Для родителей

  • 45 % повышение доли  родителей,  проявляющих желание сотрудничать  с детским садом.
  • 35 % повышение уровня знаний по теме проекта

Для педагогов

  • 95 % расширение знаний и умений у педагогов  о роли матрешки в образовательном процессе.

                                           

Пояснительная записка

          Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми  народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

       Созданные  мастерами  рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители не приходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого  в настоящем. Покоряет  в  них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусство, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

  В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Русская розовощекая расписная толстушка-кукла известна на весь мир.   Для детей о куколке написано немало стихов, загадок, песен, знакомство с игрушкой пройдет увлекательно и весело.

   Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.
Матрёшка - уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. 

Одной из актуальных проблем, требующих своевременного решения, является развитие творческих способностей (Выготский Л.С). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей.

           Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой. В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, я узнала, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус. Таким  образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых, матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве.

   Проведенный среди детей и родителей  воспитанников нашего дошкольного учреждения опрос показывает:

  • к 3-4 годам у 60% дошкольников  недостаточный познавательный интерес к   русским народным игрушкам
  • 70 % родителей  считают необходимым знакомить детей с народными традициями.

По результатам  наблюдения, бесед, опроса  возникла  идея  разработать совместно с детьми и родителями проект « Матрешка - народная игрушка».

  Цель проекта: Развитие  у детей интереса к истории и культуре русского народа,  через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

  • Познакомить с  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой.
  • Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение к русским народным игрушкам, к народной культуре и традициям.
  • Приобщать родителей к совместной деятельности.

Описание содержания проекта

Вид  проекта:  познавательно- творческий

Участники проекта: дети  младшего дошкольного возраста, воспитатели группы и  родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца)

Срок реализации проекта: февраль2022– март 2022.

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие,  включающее интеграцию образовательных областей.

Формы и методы работы с дошкольниками:

1. Непосредственно-образовательная деятельность;

2. Художественное творчество;

3. Чтение художественной литературы;

4. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Организационно-мотивационный этап.

Определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Изучение методической литературы, пополнение материально-технической базы, решение вопроса о сотрудничестве с социальными партнерами. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы). Активизировать обратную связь через гостевую страницу сайта ДОУ. Составление конспектов мероприятий. Разработка консультации и рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ.

Практический этап. Непосредственная реализация проекта согласно плану.

Заключительно–обобщающий этап. Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности. Презентация проекта. Подведение итогов.

Ресурсы

Кадровые: в реализации Проекта принимают участие администрация детского сада, воспитатели, воспитанники и родители воспитанников.

Материально-технические:  материально – техническая база детского сада включающая: адекватные современным требованиям технические средства обучения (музыкальный  центр, DVD – центр, ноутбук, компьютер, принтер, видеокамера, видеопроектор, аудио – записи в компакт – дисках,  библиотечный фонд  детского сада). В качестве дополнительных  познавательных ресурсов используется Интернет.

Информационные: изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы, дополнительной педагогической литературы, программно-методических материалов, дидактического материала с использованием  Интернет-ресурсов.

  • тематическое планирование,
  • конспекты дидактических, сюжетно – ролевых игр;
  • конспекты мероприятий;
  • консультации для педагогов и  родителей;
  • библиотека методической литературы;
  • демонстрационный материал для информационного уголка.

                                       

                                       

                                           План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Дискуссия о роли использования матрешек в образовательном процессе.

До начала реализации проекта

Воспитатель

2.

Встреча – беседа воспитателей, родителей, детей по созданию единого социокультурного пространства

В течение  2 месяцев

3.

Педагогическая мастерская по изучению методической литературы. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы)

Январь

Воспитатель,

4.

Сайт ДОУ, организация  обратной связи через гостевую страницу

В течение года

5.

Пополнение  материально – технической базы

Январь

6.

Встреча творческой группы. Составление тематического плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий

До начала реализации проекта

8.

        

Работа творческой группы. Разработка конспектов занятий, развлечений, консультаций, рекомендаций

Январь

Воспитатель,

Основой этап

    Содержание проектной деятельности

Месяц

Ответственные

1.

  • Беседа ««В гости к нам пришла матрешка»
  • Аппликация «Укрась матрешке сарафанчик»
  • Рисование «Матрешки-крошки»
  • Сенсорная игра «Сказка  о матрешке»
  • Песенка «Как  у нашей, у матрешки».
  • Д/и  «Найди матрешку»
  • Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы-матрешки».
  • Конструирование «Домик  для матрешек»

Февраль

Воспитатели

2.

  • рисование «Веселые матрешки».
  •  Д/и «Наряди матрешку»
  • С/р игра «День рождения матрешки»
  •  Беседа «Деревянная красавица»
  • Заучивание потешки «Очень любим мы матрешки» Загадки о матрешках.
  • Музыкальная игра «Матрешки танцуют»
  •  Рассматривание альбома «Русская народная игрушка «Матрешка»
  • Бодрящая гимнастика после сна «У матрешки- теплые ладошки».

Март

Воспитатели

1.

Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности.

Март

Воспитатели

2.

Презентация проекта

3.

Подведение итогов

 

Ожидаемый результат:

Дети:

• Формирование знаний о русской народной игрушке, бережное отношение к ней.

 • Формирование первичных знаний о росписи и изготовлении игрушки.

 • Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрёшкой.

 Родители:

∙ Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Мы планировали привлечь 50 % родителей, Активность родителей составила 63% (15 человек), и заинтересованность родителей в реализации проекта привела к увеличению доли их участия в совместных мероприятиях и к подготовке условий для дальнейшей проектной деятельности детей.

Для педагогов

  • Углубление знаний и умений у педагогов  о роли использования матрешек в образовательном процессе ранней для   детей дошкольного возраста.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать подборку и систематизацию демонстративного и дидактического материала по теме проекта;

Систематически размещать на сайте ДОУ рекомендации и консультации для родителей по данному вопросу

                                             

                                           

                                                  Литература:

  1. БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.- М.: Мозаика- Синтез, 2010.
  4. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009- 2010.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  6. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
  7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 3-е изд.- М.: Мозаика - Синтез,2006.
  8.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  9.  Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство- Пресс,2004.
  10.  Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003

                                                                                                       Приложения

      План работы с родителями по реализации проекта

Содержание работы, форма проведения

Срок

Коррекция

1

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта: опрос для родителей,  о роли матрешки в воспитании и развитии детей (анкетирование и опрос)

Январь

2

1. Рекомендации для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой «Матрёшка» 2. Консультация для родителей «Народная игрушка – русская матрёшка"

Февраль

3

1Лэпбук

« Раз матрешка, два матрешка»

2.Выстовка «Матрешки водят хоровод»

                     « Семейная матрешка»

4

Консультация (Наглядная педагогическая информация) «Народная игрушка- русский сувенир»

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ ПРОЕКТ: «ЗИМНИЕ ИГРЫ, ИГРУШКИ И ЗАБАВЫ»

Содержание:1.      Визитная карточка проекта «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»2.      Презентация проекта.3.      Описание п...

Проект «Русская народная игрушка матрешка »

информационнно-творческий проект «Русская народная игрушка матрешка» для детей 3-4 годаНеобходимость познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными игрушками на приме...

Кратковременный познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка - матрёшка» для детей старшей группы (5-6 лет)

формирование интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки - матрёшки...

Творческо-познавательный проект «Матрешка – народная игрушка» в ГКП-1, ГКП-2

ull;Данный проект разработан в силу востребованности на сегодняшний день проблемы художественно - эстетического воспитания дошкольников.•Содержание расширено за счет включения задач педагогичес...

Познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект«Русская народная игрушка»группы общеразвивающей направленностидля детей от 4 до 5 лет...