Детское экспериментирование
презентация

Тюлина Юлия Николаевна

        Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экспериментирование1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детское экспериментирование

Слайд 2

Ключевым является понятие « Детское экспериментирование», которое было введено Н.Н. Поддьяковым, применительно к детям дошкольного возраста и обозначение их исследовательской деятельности. Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Слайд 3

Детское экспериментирование положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта активизируются его мыслительные процессы идёт обогащение памяти ребёнка стимулирует развитие речи. Экспериментирование выступает как: метод обучения форма организации педагогического процесса вид познавательной деятельности

Слайд 4

Эксперименты классифицируются по разным принципам: По характеру объектов , По месту проведения опытов По количеству детей По причине их проведения По характеру включения в педагогический процесс По продолжительности По количеству наблюдений за одним и тем же объектом По месту в цикле По характеру мыслительных операций По характеру познавательной деятельности детей По способу применения в аудитории

Слайд 5

Достоинства детского экспериментирования: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения важно и для формирования самостоятельности, целеполагания , способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье

Слайд 6

Противоречия как основа организации ситуаций детского экспериментирования Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания .

Слайд 7

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности: Наблюдения Развитие речи Изобразительная деятельность Трудовая деятельность Чтение художественной литературы Физическая культура Музыка Формирование элементарных математических представлений

Слайд 8

П ризнаки игры экспериментирования Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности; В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей; Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества; Наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции;

Слайд 9

Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

Слайд 10

Основные принципы организации детского экспериментирования: Связь теории с практикой; Развивающий характер воспитания и обучения; Индивидуализация и гуманизация образования; Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников; Целостность и системность обучающего процесса; Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Слайд 11

Структура детского экспериментирования

Слайд 12

Игры экспериментирования с песком (младшая группа) Цель : развитие умений различать и распознавать свойства и качества песка Фиксация хода и результата : фотоматериалы. «Песочная горка» Материалы: Стол для игр с песком (группа), песочница (на улице), песок Содержание: детям предлагается поиграть с сухим песком и построить песочную горку. Нужно взять горсть песка и выпускать его тоненькой струйкой. Воспитатель участвует в игре, сыплет песок так, чтобы он попадал в одно и тоже место. Когда горки из песка получились, педагог предлагает ими полюбоваться, у кого какая получилась: высокая, маленькая, большая, ровная. В конце воспитатель вместе с детьми обсуждает, как сыпался песочек, как нужно сыпать песок, как держать песок в руке, как сделать тонкую струйку из песка, чтобы получилась высокая горка.

Слайд 13

2. «Следы на песке» Материалы: Стол для игр с песком (группа), песочница (на улице), песок, трафареты или формочки по количеству детей - Детям раздаются трафареты (цветочек, машинка и др.) и предлагается попробовать оставить следы в песочнице на мокром песке с помощью трафаретов. Каждый ребёнок выбирает понравившийся трафарет и оставляет отпечатки на песке. Потом можно выбрать второй трафарет и оставлять отпечатки на песке одновременно двумя руками. Попробовать оставить отпечатки на сухом песке. Почему не получилось (следы остаются на влажном песке) - Детям предлагается оставить отпечатки на песке от пальчиков, от ладошек, от найденных на участке мелких предметов (веточек, камушков) - походить вокруг песочницы по мокрому песку после дождя. Посмотреть на следы, кто, какие следы оставил, сравнить следы взрослого и ребёнка)

Слайд 14

3. «Лепим из песка угощение» Материалы: Стол для игр с песком (группа), песочница (на улице), песок сухой, вода, формочки Приготовить формочки, предложить детям выбрать по одной и слепить «пирожки» для игрового персонажа. Сначала пробуем сделать угощение из сухого песка, обсуждаем, почему не получается. Затем на глазах у детей можно смочить песок, вылив в песочницу воду, и предложить попробовать слепить «угощение» снова. Вылепленные «пирожки» используются для продолжения игровой ситуации «Чаепитие» 4. «Лепим колобок» (из песка) Дети лепят маленькие колобочки из песка, затем поделки выставляются на импровизированную тропинку, как будто Колобок катится по дорожке. Можно с детьми поговорить о том, куда катиться Колобок. 5. «Дорожки и узоры на песке» Предлагаем детям нарисовать дорожку на песке. Катим по дорожке машину, коляску. Дети могут продолжить рисование после обыгрывания дорожек и произвольно оставляют на песке следы разных узоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...