«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе».
статья

Волкова Ирина Михайловна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volkova_i.m._statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

 в воспитательно-образовательном процессе».

И.М.Волкова,                                                                                                         воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 27», г. Орел

Одной из инновационных  здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольника, является сказкотерапия. Технология  считается   эффективной в работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, так как восприятие сказки дошкольником -  специфическая деятельность ребенка, обладающая  невероятно притягательной силой, позволяющая ему свободно мечтать и фантазировать. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

 «Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «Сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков Игорь Викторович: сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. [1]

Сказкотерапия развивает самосознание ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы «Сказкотерапии» заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально - поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

– как прощать.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич -Евстигнеева: [4]

1.Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин - Сибиряк Д. «Серая шейка».

4. Дидактические сказки. Создаются для подачи учебного материала. Так, например, на организованной - образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5. Психокоррекционные сказки используются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

7. Сказки медиативного характера предназначены для «разгрузки» эмоций и напряжения, накопления позитивного опыта, формирования наиболее лучших моделей поведения во взаимоотношениях.                                                          В ходе работы со сказкой используются приемы: придумывание новой сказки, анализ сказки, переписывание,  инсценирование сказок, постановка сказок с помощью различных кукол, рисование сказочных персонажей.     Придумывание    новой сказки мы сначала  выбираем героя сказки, близкого по полу и возрасту ребенка, описываем жизнь героя так, чтобы дошкольник нашел сходство со своей ситуацией. Потом  герой должен попасть в  условия, похожие  на реальность ребенка и наделенные всеми его переживаниями. В заключении  герой начинает искать варианты выхода из сложившихся обстоятельств. Опираясь на сюжет сказки, ребенок может найти выход и для себя. В сказке возможно  появление  мудрого наставника, который разъяснит ребенку смысл происходящего и подтолкнет его к принятию верного решения. Так с помощью взрослого образуется определенный набор способов разрешения сложных ситуаций, альтернативных моделей поведения. Целью анализа сказок  является  осознание и понятие того, что стоит за каждой сказочной ситуацией и поведением героев. Можно выбрать  известную сказку и предложить ответить на вопросы: «Как ты считаешь, о чем эта сказка? «Кто из персонажей больше всех других понравился и почему?»; «Почему герой так поступил?» и т.д.                                                                                                      Прием рассказывания сказок помогает отработать фантазию, воображение и способности к децентрированию. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Возможен вариант рассказа сказки от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказочной истории. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга, историю Колобка - пенек, на котором сидел Колобок.                                                                                               Переписывание авторских и народных сказок возможно тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Дописывая свой конец и изменяя сюжет, дошкольник сам выбирает наиболее подходящий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения проблемной ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.                           Инсценировка сказок позволяет детям побыть на месте сказочных героев, осознать их поведение, помогает глубже усвоить содержание сказок, развивает  самостоятельность, раскрывает их индивидуальные способности.                       Работая с различными куклами, ребенок видит, что всякое его действие сразу же отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая при помощи такого приема, появляется возможность  совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.                                  Рисование сказочных персонажей способствует развитию  нравственно-этических, эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ детей дошкольного возраста, а также оказывает помощь социокультурной адаптации с помощью искусства. Испытания, которые выпали на долю персонажей, помогают детям  стать разумнее, добрее и сильнее,  способствуют их внутреннему росту [2]

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения.                                                                                                                    Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапия как здоровьесберегающая технология, является одним из важных ресурсов в коррекции агрессии дошкольников, а также  их психологического здоровья в целом. Она  дает  возможность  эффективного использования сказочных историй, где все события понятные и естественны. Вместо ссор, поучений и наказаний можно просто рассказать, проиграть или сочинить вместе с ребенком сказку. Она снимет стресс, поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.    Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». [7]

Список литературы:

1.Вачков, И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога / Современное дошкольное образование. – 2008.- №4.- с.50                                                                                                         2.Вачков И.В. Введениие в сказкотерапию.– Москва. – «Генезис», 2013.                                                    3. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Речь», 2004. -  с 12 – 59                                                                                                                         4.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – Санкт – Петербург: «Златоуст», 1998. – с.352                                                                                                      

5. Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва: Политическая литература, 1982 - с. 270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ

Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции  организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО

laquo;Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение  и укрепление зд...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие п...