Программа дополнительно образования для детей 5-7 лет "Подготовка руки к письму"
рабочая программа (старшая группа)

Гагуа Надежда Аркадьевна

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_pismu.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

Рассмотрена на заседании

методического (педагогического,

экспертного) совета

от «27» 08. 2020 г.

Протокол № 1

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад№ 12 «Звездный»

Берилло О.Г.

приказ №150 от 28.08.2020 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Подготовка руки к письму»

 «Ловкие пальчики»

(базовый уровень)

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Гагуа Надежда Аркадьевна,

Воспитатель,

педагог дополнительного образования

ТАМБОВ, 2020

Информационная карта

1. Учреждение

МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»

 «Ловкие пальчики»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Гагуа Надежда Аркадьевна, воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

(если программа для детей с овз помимо основных документов прописываются документы, которые касаются детей с овз)

Федеральный закон об «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон);

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок 196);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

Постановление        Главного

государственного        санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,        осуществляющих        образовательную деятельность        по        адаптированным        основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении

образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Методические                        рекомендации        по                проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ        (включая                разноуровневые                        программы) (разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО        «Московский        государственный                педагогический университет»,                ФГАУ        «Федеральный        институт        развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных

потребностей.

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

социально-педагогическая

4.4. Тип программы

образовательная

4.5. Вид программы

4.6. Возраст обучающихся по

программе

5-7 лет

4.7. Продолжительность

обучения

2 года


Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

 Программа дополнительного образования Подготовка руки к письму «Ловкие пальчики» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации –2 года, по уровню освоения – базовым.

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.

Новизна программы «Подготовка руки к письму «Ловкие пальчики» заключается в том, что она адаптирована для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и направлена на коррекцию и компенсацию нарушений развития, социальную адаптацию детей данной категории.

            Актуальность    программы    заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Актуальность программы определяется задачами российской образовательной политики, которые поставлены в ФЗ об «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г статья 2 пункт 14 и обусловлена потребностью современного общества в формировании всесторонне развитой личности.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.

Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

        

           Педагогическая целесообразность:

  • Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
  • Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
  • Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
  • Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Содержание дополнительного образования в МБДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.

 Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Условия набора в группу: на основе учёта интересов детей.

Количество учащихся: для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 12 человек

Объем и срок освоения программы:

 2 раза в неделю,

8 занятий в месяц,

72 занятия в год.

Всего 144 занятия.

Формы и режим занятия: занятия проводятся в групповом помещении.

1 год обучения – 20- 25 минут с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями).

2 год обучения – 25- 30 минут с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями).

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся с тематическими раскрасками (с детьми 5-6 лет), где дети отрабатывают виды штриховок. Штриховка выполняется простым карандашом.

 С 6 лет вводится рабочая тетрадь Е. Ф. Бортниковой «Мои первые прописи», тетрадь в косую линейку, шариковая ручка.

Структурные элементы занятий:

1. Разминка мелких мышц рук. (Система упражнений для пальчиков, пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками, комплексы разминок с массажными мячиками, карандашами и др.)

2. Основная часть. (Выполнение заданий в тетради или в прописи для подготовки

руки к письму, которые включают в себя упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия, упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе, штриховку, дорисовку, графические диктанты и др. В середине занятия проводится физкультминутка)

3. Итог.

Цель программы: помочь детям 5-7 лет подготовить руку к письму, сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми умениями каллиграфии в школе.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику и зрительно–двигательную координацию.
  • Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
  •  Продолжать работать над развитием слухо-зрительно-моторных функций.
  • Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
  • Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
  • Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.

Воспитательные: 

  • Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  • Воспитывать организованность, усидчивость, трудолюбие, старательность, аккуратность, добросовестное        отношение        к работе 

Принципы построения программы:

1.        Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).

2.        Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3.        Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4.        Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что- либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

 Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом

интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного    в    систему     специальных     игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план – 1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Гигиенические правила письма.

6

2

4

2

Работа с бумагой, оригами

6

2

4

Выставки работ

3

Аппликация.

Работа с ножницами

6

2

4

Выставки работ

4

Пластилинография

6

2

4

Выставки работ

5

Работа с массажными мячиками, Кинезиологические упражнения

10

2

8

Выставки работ

6

Штриховка.

Работа с раскрасками.

38

2

36

Выставки работ

Итого

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план – 2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Гигиенические правила письма.

2

1

1

2.

Работа с бумагой, оригами

4

1

3

Выставки работ

3

Аппликация.

Работа с ножницами

4

1

3

Выставки работ

4

Пластилинография.

6

1

5

Выставки работ

5

Работа с прописью.

Штриховка.

48

1

47

Выставки работ

6

Работа в тетради в косую линейку

8

1

7

Выставки работ

Итого

72

Содержания учебного плана

Раздел 1 «Гигиенические правила письма»

Теория. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради (листа) на столе, умение держать карандаш (ручку) при письме и рисовании.

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Практика.

Правильная поза при письме:

сидеть прямо;

опираться спиной на спинку стула;

не опираться грудью на стол;

ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

туловище, голову, плечи держать ровно;

обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола

Правильное положение карандаша (ручки):

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Раздел 2 «Работа с бумагой, оригами»

Теория. «Работа с бумагой, оригами» предназначена для развития точных движений и памяти. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Практика. Плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей, цветы из бумаги.

Раздел 3 «Аппликация. Работа с ножницами»

Теория. Дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

Практика.  Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Раздел 4 «Пластилинография» 

Теория. Знакомство детей с новым жанром изобразительной деятельности, нетрадиционной техникой лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной поверхности.

Практика: Творческое выполнение индивидуальных панно и картин.

Раздел 5 «Игры с массажными мячиками. Кинезиологические упражнения»

Теория. 

Игры с мячом – это высокоэффективный, универсальный доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  

Практика. Игры с мячом и кинезиологические упражнения выполняются в течение 5 - 10 минут. Используются от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

Раздел 6. «Штриховка. Работа с раскрасками»

Теория. 

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Поэтому до обучения письму букв необходимо научить ребенка писать параллельные вертикальные и горизонтальные прямые линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Практика. Упражняться в штриховке на тематических раскрасках.

Раздел 7. «Работа в тетради в косую линейку»

Теория. На первом этапе необходимо познакомить детей с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой, косой линейкой. Далее нужно научить детей видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Работа в тетради в косую линейку включает также письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; письмо овалов и кругов. Также осуществляется знакомство с такими элементами прописных букв, как прямой наклонной короткой линии, прямой наклонной длинной линии, линии с петлей, линии с закруглением вверху и внизу. Важным является умение передвигать руку слева направо по линии письма (непрерывный узор).

Практика.

В ходе занятий дети усваивают правила красивого письма:

1. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты.

2. Все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю или нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверху и внизу.

3. Расстояние между элементами букв должно быть одинаковым.

4. Расстояние между буквами в слове должно быть одинаковым.

5. Все линии при письме должны быть параллельными.

6. Прямые линии при письме должны быть ровными.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

Учащийся будет:

  • определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

Учащийся будет уметь:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • отличать, верно, выполненное задание от неверного;
  • совместно с воспитателем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
  • оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

Учащийся будет уметь:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • делать выводы в результате совместной работы с воспитателем;

Коммуникативные УУД:

Учащийся будет уметь:

  • слушать и понимать речь других;
  • задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты: 

Учащийся будет владеть:

  • умением правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;
  • умением штриховать предметы вертикально и горизонтально;

Уметь:

  • обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку;
  • писать графические элементы по заданному образцу;
  • соблюдать интервал между графическими элементами;
  • чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;
  • соблюдать наклон, указанное направление движения руки,
  • выдерживать расстояние между элементами;
  • воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;
  • следить за правильной осанкой.

 

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Содержание

Возрастная группа

5-6 лет

6-7 лет

Продолжительность учебного года

с сентября по май

Количество учебных недель

35 недель

35 недель

Количество учебных дней (занятий)  в год

72

72

Начало учебного периода

сентябрь

(первая неделя сентября,

дата определяется  согласно календаря)

Окончание учебного периода

Май

(последняя неделя мая,

дата определяется  согласно календаря)

Продолжительность каникул

2 недели

2 недели

График каникул

Январь  - 1 неделя

Май  -  1 неделя

(Даты определяются согласно производственному календарю текущего года)

Количество занятий в неделю

2

2

Продолжительность одного занятия

25мин.

30мин.

Выходные

Суббота, воскресенье; праздничные дни, установленные законодательством РФ

2.2. Условия реализации программы

Характеристика

помещения для занятий по программе

Изостудия расположена на втором этаже, её месторасположение доступно для детей, родителей и педагогов, находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинских блоков, удалена от большого скопления людей.

 1. кабинет занимает площадь 30 кв. м, оформлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Освещение достаточное как естественное

(2 больших окна), так и искусственное (лампы дневного света).

Перечень оборудования инструментов и материалов, необходимых для реализации программы

        Простой карандаш

        Ручка

        Цветные карандаши

        Тетрадь в косую линейку

        Печатные листы с заданиями

        Трафареты

        Шаблоны для обведения, вырезания

        Счетные палочки

        Пластилин

        Цветная бумага

        Картон

        Ножницы

        Клей

        «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи, каштаны…)

        Бусы, пуговицы

        Макароны различных видов и размеров

        Салфетки

        Массажные мячи

        Линейка

        Стеки

        Верёвочки

        Картотека пальчиковых        игр,         кинезиологических упражнений,

физкультминуток

        Тематические иллюстрации

        Рабочая тетрадь Е. Ф. Бортниковой «Мои первые прописи»

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-,

интернет источники

 Для использования компьютерного оборудования кабинет имеет электроснабжение с соблюдением правил безопасности в соответствии с требованиям Сан ПиН

Квалификационные требования, необходимые компетенции.

Организация здоровьесберегающих видов деятельности;

Организация образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Осуществление взаимодействия с родителями воспитанников и работниками ОУ;

Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях»

                    2.3. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации: дидактические игры, наблюдения, фиксирование в тетради наблюдений, итоговое занятие, самостоятельные работы, проверочные работы, тестирование, индивидуальная работа, фронтальный опрос, открытое занятие, диктант, отзывы детей и родителей, фото материалы, выставка, протоколы аттестационных занятий.

Формами подведения итогов являются: стартовая, промежуточная и итоговая диагностики.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Стартовая диагностика учащихся.

Цель: Выявление уровня степени развития мелкой моторики, координации движений руки.

Стартовая диагностика проводится для учащихся с учётом индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода, в форме тестирования, фронтального опроса, индивидуальной беседы. Проводится в начале года – сентябрь.

Промежуточная аттестация проводится в конце 1 полугодия – декабрь.

Цель: формирование интегрированных качеств учащихся на пройденном этапе обучения.

Форма проведения – итоговое занятие.

Промежуточные результаты раскрывают динамику.

Результаты аттестации используются для корректировки программных задач и КУГ на второе полугодие

Итоговая аттестация. 

Цель: Оценка личностных компетенций учащихся, готовности к обучению в школе. Форма проведения – контрольно-проверочное занятие.

Для отслеживания результатов аттестационных занятий составляются диагностические карты.

По картам определяется уровень личностных компетенций учащегося (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), составляется аналитическая справка. Анализ результатов помогает педагогу проследить, какая тема или раздел программы осваивается учащимися слабее, позволяет откорректировать программу на следующий год, пересмотреть формы и методы ознакомления с этим материалом.

2.4. Оценочные материалы

 Для реализации цели использовались методики определения готовности руки к овладению письмом у детей пяти-семи лет Л.А. Венгера «Дорожки» и «Рисование простых узоров», предложенные С.Е. Гавриной, Н.Л Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой в пособии «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать»

По результатам всей диагностики определили 5 уровней развития готовности руки к овладению письмом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Характеристика уровней отражена в таблице.

 

Обследование готовности руки дошкольников к письму.

Методика: «Дорожки».

Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней. Проводится индивидуально или с группой человек (10 – 15).

 Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки». Выходы за пределы «дорожки» могут учащаться с приближением к «домику»: торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи.

Методика «Рисование простых узоров».

 Материал: лист линованной бумаги, мягкий карандаш. Проводится индивидуально или с группой человек (10 – 15).

Инструкция: «Нарисуй простой узор».

Начальную часть узора рисует педагог, а ребенок продолжает. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит, достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучению письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, недостаточны у него также коррекция глаза и руки, зрительный контроль

Характеристика уровней готовности руки дошкольников

к овладению письмом.

Уровень

Характеристика уровней готовности руки

к овладению письмом

Высокий

Ребёнок самостоятельно справляется с заданием; линии чёткие, ровные; выходы за пределы «дорожек»

отсутствуют.

Выше среднего

Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы

«дорожек» отсутствуют; карандаш отрывается не более трех раз, но линии местами неровные.

Средний

Ребёнок справляется с заданием; выходы за пределы

«дорожек» отсутствуют; линии нечёткие, неровные,

дрожащие.

Ниже среднего

Отмечаются три и более выходов за пределы «дорожек»; неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

Низкий

Ребёнок не справляется с заданием (узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам).

Требования к уровню готовности руки старших дошкольников к письму.

Контролируемые действия и

представления

Контрольная лента

1

Развитая мелкая моторика

Точность выполнения движений

Подвижность и гибкость кистей

и пальцев рук

2

Правильная посадка при письме

3

Умение правильно держать

орудие письма

4

Умение ориентироваться в

пространстве

Владение представлениями о

схеме собственного тела

Владение пространственными

взаимоотношениями относительно другого предмета

Владение представлениями о

расположении предметов

относительно человека, стоящего

напротив

5

Умение ориентироваться на

листе бумаги

6

Владение понятием «разлиновка»,

ориентировка в ней

7

Умение выполнять графические

упражнения

Проведение прямых

вертикальных и горизонтальных

линий

Проведение наклонных линий

Проведение извилистых линий

Выполнение штриховки в разных

направлениях

Раскрашивание изображений

Рисование простых узоров по

клеточкам

Рисование сложных узоров по

клеточкам

Дорисовывание зеркального отображения предмета

Выполнение графических диктантов

 

2.5. Методическое обеспечение

 

п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1.

«Гигиенические правила письма»

 Наглядные пособия, плакат "Правильно сиди при письме";

Мебель, соответствующая росту детей;

Учебно-тематическое планирование;

Доска;

ИКТ,

мультимедийные презентации

Словесный, практический

 

 2.

«Работа с бумагой, оригами»

Бумага и ее виды

Схемы, плакаты, фотографии, специальная литература базовые формы фигур, альбомы демонстраций

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый

Выставка работ

3.

«Аппликация. Работа с ножницами»

Альбомные листы А-4, заготовки из бумаги
Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
Простые и цветные карандаши, ножницы

Репродуктивный,

объяснительно – иллюстративный,

метод проблемного изложения,

частично- поисковый;

практический.

Выставка работ

4.

«Пластилинография»

Набор пластилина;

Салфетки для рук;

Стеки;

Картон

Репродуктивный,

объяснительно – иллюстративный,

метод проблемного изложения,

частично- поисковый;

практический.

Выставка работ

5.

«Игры с массажными мячиками. Кинезиологические упражнения»

Картотека игр и упражнений с массажными мячиками;

Картотека кинезиологических игр и упражнений;

Массажные мячики.

Словесный, практический

Показ отработанных упражнений

 6.

«Штриховка. Работа с раскрасками»

Простой карандаш,

Тематический раскраски.

И. А. Подрезова «Школа умелого карандаша»

Рабочие тетради «Мои первые прописи» Е. Бортниковой; (для детей 5-6 лет)

Словесный, практический

Выставка работ

7.

«Работа в тетради в косую линейку»

 

тетрадь в косую линейку;

шариковая ручка;

Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму /автор Т. С. Голубина

Словесный, практический

Выставка работ

 

 2.6. Список литературы

Литература, используемая педагогом в процессе обучения и при составлении программы

1. Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и к письму / Г.В. Беззубцева. – М.: ГНОМ и Д, 2003 – 120 с.

2. Бычкова, Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. От 3 до 5 / Е.Н. Бычкова, Е.В. Перминова. – СПб.: Литера, 2013. – 32 с.

3. Подрезова, И.А. Школа умелого карандаша / И.А. Подрезова. – М., 2007. – 117 с. 2.11. Послушный карандашик. Папка дошкольника. – Киров, 2007. - 10 с.

4. Узорова, О.В. Игры с пальчиками / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М., 2005. - 124 с.

 5. Никитина, А.В 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет) / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 128 с.

6. Шевелев, К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / К.В. Шевелев. – М.: Ювента, 2014. – 64 с. (соответствует ФГОС)

  Литература для учащихся и родителей

1. Бычкова, Е.Н. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. От 3 до 5 / Е.Н. Бычкова, Е.В. Перминова. – СПб.: Литера, 2013. – 32 с.

2.  Знакомство с клеточками. Папка дошкольника. – Киров, 2007. - 10 с. 3.4. Знакомимся с геометрией. Рабочие тетради дошкольника. Часть 1. – Киров, 2007. – 32 с.

3.  Кутявина, Н.Л. Мои первые тетрадки. Ч. 1, 2 / Н.Л. Кутявина. – Киров, 2007. – 32 с.

4.  Ориентируемся в пространстве. Папка дошкольника – Киров, 2007. - 10 с.

5. Прописи 5-6 лет. Рисуем по клеточкам. Развитие ребенка. - М., 2005. - 16 с.

6. Раскраска-пропись. Папка дошкольника. – Киров, 2007. - 10 с. 3.14. Шевелев, К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет / К.В. Шевелев. – М.: Ювента, 2014. – 64 с. (соответствует ФГОС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»

Программа  дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста  по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...

Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личност...