Коммуникативные игры
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Использование коммуникативных игр в музыкальной деятельности.
Добрый день!
Сегодня я расскажу вам об одном из направлений моей деятельности – коммуникативных играх.
Цель моего мастер – класса: знакомство участников с опытом использования коммуникативных игр.
Задачи:
- представить опыт работы по использованию игр;
- раскрыть содержание мастер – класса посредством активного участия педагогов;
- убедить педагогов в важности и целесообразности использования данного направления.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что:
1. Во-первых, одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
2. Во-вторых, современный мир динамичен, постоянные изменения в нем ведут и к изменениям отношений между людьми. Информационное поле обширно, что перегружает нервную систему детей и зачастую вызывает в них агрессию. Поэтому, важно, чтобы дети умели адаптироваться и чувствовали себя уверенно.
3. В-третьих, наше образовательное учреждение расположено в социуме, где проживает, очень много семей военных, а специфика военных предполагает частую смену местожительства, поэтому в нашем детском саду контингент детей достаточно часто меняется. Также, в детские сады приходят и дети – мигранты, которым требуется помощь во время вхождения в коллектив, дети, впервые оказавшиеся в детском коллективе в возрасте 5-6 лет, не имеющие навыков общения. И, конечно же, в каждой группе, к сожалению, есть дети, которые не пользуются особой популярностью среди сверстников - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. А как известно, опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Как помочь таким воспитанникам?
Всем нам хорошо известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Само слово - «игра» - уже побуждает детей к действиям. В вопросе социально – коммуникативного развития, коммуникативные игры помогают нам решить массу поставленных задач. Они направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В моем случае – это музыкальные коммуникативные игры. Давайте, мы с вами вместе поиграем, тем более, что у нас как раз подходящий случай – мы практически не знакомы друг с другом. Я полагаю, что после того, как мы поиграем, мы станем гораздо ближе. А в процессе игры, я буду пояснять вам те или иные задачи.
1. Приветственная игра «Здравствуй, друг!»
Задачи: формирование доброжелательного отношения к партнеру, развитие способности соотносить действий с текстом, развитие умения быстро вставать в пары, развитие передавать эмоции с помощью мимики и жестов, терпимость к тактильному контакту.
Ход игры: дети на подскоках двигаются по залу, по окончании музыки находят себе пару. Поют:
- Здравствуй, друг! здороваются за руки.
- Как ты тут? кладут руки друг другу на плечи
- Где ты был? «удивляются»
- Я скучал, прижимают ладошки к щекам, качают головой.
- Ты пришел. Протягивают друг к другу раскрытые ладони
- Хорошо. Берут за руки друг друга.
Кружатся парами и обнимаются.
2. Развитие чувства ритма «Волшебные барабаны».
Задачи: развитие внимания, чувства ритма, сотрудничества в группе; развитие эмоциональной выразительности речи.
Ход игры:
Дети делятся на 2 шеренги (можно на 4), встают друг напротив друга. 1-ая шеренга – «Барабан» и «Барабах», 2-ая шеренга – «Барабум» и «Барабух».
Бьет волшебный барабан – говорят дети 1-ой шеренги.
Бам! Бам! Бам! Бам! – хлопают в ладоши.
А волшебный Барабум – дети 2-ой шеренги
Бум! Бум! Бум! Бум! – поочередно топают ногами.
Бьет волшебный Барабах – дети 1-ой шеренги
Бах! Бах! Бах! Бах! – скользящие хлопки (тарелочки)
А волшебный Барабух – дети второй шеренги.
Бух! Бух! Бух! Бух! – ладонями по коленям.
Барабан и Барабум
Поднимают страшный шум!
Бам – Бум! Бам – Бум! – чередуют хлопок в ладоши с притопом ногой.
Барабух и Барабах
Громко скажут нам –
Бух – Бах! Бух – Бах! – чередуют скользящий хлопок с ударом по коленям.
Ну и шум! Вот красота!
Громко крикнут все –
Ура!
Игру можно проводить на 4 шеренги, с музыкальными инструментами.
3. С музыкальными инструментами «Оркестр».
Задачи: развитие дружеских взаимоотношений, развития сотрудничества в группе, внимания; закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах.
Ход игры:
На полу лежат шумовые музыкальные инструменты по количеству детей. Дети ходят по залу спокойным шагом и поют:
Мы по залу дружно шли,
Инструменты все нашли.
В руки их сейчас возьмем,
Весело играть начнем.
На окончание музыки берут в руки тот инструмент, рядом с которым остановились, и играют на нем весь проигрыш. По окончании проигрыша кладут инструмент на пол.
Игра повторяется 3-4 раза.
Варианты игры могут быть разные. Например, на начальном этапе можно разложить инструменты по кругу, а дети хороводом двигаются вокруг них.
Можно усложнить игру тем, что разделить парные музыкальные инструменты (ложки). Кому досталось по одной ложке, ищут себе пару.
4. Подвижная игра «Грибничок».
Задачи: развитие сотрудничества в группе, развитие терпимого отношения к тактильным контактам, развитие чувства ритма, закрепление музыкально – ритмических движений.
Ход игры:
Дети встают в 2 круга – внутренний и внешний. Внутренний круг – деревья (руки на поясе), внешний – грибы (руки лежат на плечах у впередистоящих детей). Грибник (водящий) – в центре кругов.
Грибник – грибничок, - выглядывают на каждое слово справа - слева
Доставай-ка кузовок грибник в это время «ищет» грибы.
На маленький проигрыш перебегают вправо, к следующему дереву.
Грибник – грибничок,
В прятки поиграй, дружок.
Грибник – грибничок,
Отыщи скорей грибок.
Грибник – грибничок,
Становись ты к нам в кружок.
Грибник встает во внешний круг, и вместе с «грибами» выполняет музыкально – ритмические движения: двигаются поскоками, боковым галопом, прямым галопом и т.д. «Деревья» хлопают в ладоши. По сигналу останавливаются за «деревьями», а тот, кто не успел занять место, становится водящим.
5. «Ласковое эхо»
Задачи: формирование позитивных взаимоотношений в группе сверстников, развитие чуткости и внимания к товарищам, повышение уверенности в себе, обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями; развитие чувства ритма.
Ход игры:
Дети идут по кругу хороводом и напевают:
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: «Ау!»
А нам эхо отвечает,
Познакомиться желает.
Каждый ребенок по очереди называет и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно – ласкательный вариант его имени.
С помощью коммуникативных игр дети более легко и охотно включаются в образовательный процесс, ведь они заняты естественной деятельностью – игрой. А мы, тем временем, решаем важные задачи в развитие детей.
С тех пор, как я стала использовать этот вид игр в своей деятельности, я заметила, что дети стали быстрее адаптироваться в коллективе, более охотно и активно участвуют в музыкальной деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навывков детей....
Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"
Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....
«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»
Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...
«Коммуникативные игры – важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка»
Консультация для родителей...
Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития
Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...