Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»
учебно-методический материал (младшая группа)

Руднева Рима Рафиковна

Цель:

  • Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx148.79 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №53

Колпинского района г Санкт-Петербурга

Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования  для детей младшего дошкольного возраста

Подготовили воспитатели:

Барышникова Ирина Витальевна

Руднева Римма Рафиковна

Санкт-Петербург

2022г

       Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования  для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»

 Цель:

  • Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  • Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.
  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

   Как создать уголок экспериментирования  в группе младшего дошкольного возраста? Ведь его наполнение не всегда безопасно для малышей (природный материал песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья, перышки; приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, и т.д.), кроме того дети могут разбросать или испортить содержимое уголка. Необходимо постоянно следить за детьми в этом уголке, забыв про другие интересные совместные  дела, или убирать в безопасное место и доставать самой – в этом случае про инициативу и самостоятельность (за что так ратуют ФГОСы) речи идти не может.  Проблема?!

Мы наткнулись на сайт «Летидор», в котором была заинтересовавшая нас  статья под названием «Лезем в бутылку». И мы тоже решили  использовать пустые  пластиковые бутылки в качестве обучающего  и игрового пособия. Они разнообразны и безопасны для детей младшего дошкольного возраста.  Сейчас наши дети в первой младшей группе, и им нравится играть в созданной нами «Лаборатории Мудрой Совы».

Задачи:

  • Развитие наблюдательности
  • Развитие познавательного интереса детей
  • Установление причинно-следственной зависимости
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности
  • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Сегодня мы вам расскажем, как создавали уголок экспериментирования (хотя его скорее можно назвать уголком наблюдения) который имеет название «Лаборатория Мудрой Совы».

Изготовили коробку для хранения бутылочек. Взяли простую упаковочную коробку, обклеили ее, сделали перегородки. Получилось 12 ячеек. Использовали небольшие прозрачные пластиковые бутылки,  из под напитков,  с крышками большого диаметра, для удобства её наполнения. После наполнения крышку приклеили  с горячим клеем с помощью пистолета..

Теперь подробнее о содержании «Лаборатории Мудрой Совы».

Шумовые бутылочки

В качестве звукового наполнителя – горох, фасоль, пшено (звучат по разному).  Они мутнеют от муки, которая образуется от трения. Это первые материалы, которые появились в нашем уголке. Малыши любили с ними играть трясли их беспорядочно и, казалось не прислушиваются, чтобы различить звуки, но это не так. Когда мы прячем бутылки за ширму, трясём и попросим ребят угадать, что в бутылке они угадывали.

Бутылка с резиновым шариком

Ещё одна простая, но очень интересная бутылочка – с резиновым шариком. Она как шумовая – издает свой уникальный звук, но кроме этого имеет интересный эффект вибрации. Она появилась вместе с шумовыми, и тоже поначалу была популярна у детей.

Волшебная бутылка

Бутылка с мыльной водой, в которой можно увидеть пену, предварительно взболтав. Воды налито с таким расчетом, что при встряхивании она исчезает практически вся, превращаясь в пену, но стоит немного подождать и вода появляется снова.

Бутылка с медузой

 Наверное, самая необычная и интересная. Когда ее переворачиваешь, медуза начинает «со дна» медленно подниматься. Мы взяли кусок пленки от оранжевого мусорного пакета. Хотели поселить в бутылку две разноцветные медузы, но две не влезли, поэтому в бутылке плавает одинокая оранжевая медуза. (Эту бутылку дети до сих пор любят)

Магнитная бутылка

 В неё мы поместили разнообразные мелкие предметы, среди которых металлические. Берем магнит и начинаем двигать по всей бутылке, металлические предметы «примагничиваются» и двигаются за магнитом. Важно чтобы бока бутылки были ровными, с рифленых  предметы отпадают. Конечно же эта бутылочка в основном привлекает мальчиков.

Таинственная бутылка

Задача этой бутылки - искать и находить. В наполненную рисом бутылку положили игрушки небольшого размера (от киндер-сюрпризов). Малышу нужно крутить, переворачивать, трясти пытаясь отыскать, что спрятано в бутылке. Чтобы поддерживать к ней интерес нужно менять игрушки (это не очень удобно потому что крышка приклеена).

Медитативная

Эта бутылка наполнена жидким мылом, несколько блестящих бусин в плотном мыльном растворе медленно опускаться вниз и так же затем её можно перевернуть и наблюдать этот процесс снова. Она будет полезная для активных детей, иногда поможет им немного «замедлиться». Надо немного разбавить мыло водой, чтобы жидкость была не такая вязкая, и бусинки быстрее опускались на дно.

Сияющая бутылка

Наполнена водой, блестками, нарезанный новогодний дождик и квадратики фольги. Держанная по цветовой гамме, но очень красивая, она привлекает детей больше чем медитативная. Особенно с ней любят играть девочки.

Бутылка электростатическая

Очень простая в исполнении бутылка. В качестве наполнителя подойдет пенопласт. Нужно потереть бутылку об волосы или ковер и пенопластовые шарики примагнитятся к верху и низу бутылочки, если её погладить рукой шарики начинают прыгать и оседать на дно.

Бутылка двухфазная

Очень красивая, похожая на море бутылка. Половина наполнена водой (мы добавили пищевой краситель), вторая половина - обычным растительным маслом (масло тоже окрасится красителем, но все же будет иметь другой оттенок). При качании на поверхности образуются волны, если сильно потрясти вода и масло разбиваются на мелкие пузырьки, образуя эмульсию, но когда бутылка постоит в покое – содержимое опять разделяется на две части.

Бутылки вносятся не все сразу. Каждая как событие, её предшествует  рассказ, сказка или развлечение. Наблюдение – очень важная часть экспериментальной деятельности. «Лаборатория Мудрой Совы» – первый шаг к освоению малышами умения наблюдать за поведением предметов.

Уважаемые коллеги!

      Желаем вам успеха в развитии интереса у детей к опытно – экспериментальной деятельности! Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Мы считаем, что в результате проделанной нами работы есть положительные результаты:

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Используемая литература:

Н.Е Веракса, О.Р Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Интернет ресурсы:

http://womanadvice.ru/ugolok-eksperimentirovaniya-v-detskom-sadu

http://letidor.ru/article/lezem_v_butylku_29488/?ltd-cache=y


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"

Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...

мастер-класс для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Формировать у родителей умение организовать совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, через использование нетрациционной ...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс для педагогов по созданию уголка экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста «Лаборатория Мудрой Совы»

Цель:Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.Задачи:Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной т...