Доклад "Развитие познавательного интереса к окружающему миру посредством организации прогулок"
материал (младшая группа)

Юмашева Марина Максимовна

Прогулка даёт возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребёнка новыми знаниями, показать опыты (материал для которых предоставляет  сама природа) ,  способствующие развитию памяти, внимания и других мыслительных операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_poznavatelnogo_interesa_k_okr.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» города Кирсанова Тамбовской области

«Развитие познавательного интереса

к окружающему миру посредством

организации прогулок»

 

Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.

        

Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей  и воспитывается правильное отношение к природе.  При организации прогулок, формируя систему знаний о природе, стремлюсь, чтобы воспитанники
· видели и понимали связи между явлениями; 
· эмоционально откликались и оценивали то, что они видят, наблюдают; 
· практически осваивали природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребёнком. В ходе ежедневных прогулок  дети общаются с природой ( в разное время года) — и когда опадают листья, и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады.  Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Обращаю их внимание на многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У них формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут  им  увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, экскурсий, экологических игр, труда в природе знакомлю детей  со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учу замечать их изменение и развитие,  тем самым  развивая  любознательность.

 В прогулку включаю  следующие составные части: наблюдение, рассматривание; трудовая деятельность детей; подвижные игры; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей. Известно, что наиболее эффективно процесс приобретения знаний происходит во время самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение во время прогулки провожу ежедневно. Планирую  заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки периодически уточняю и закрепляю  знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

Моя задача  заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к моментам которые остались незамеченными ребенком.

С целью стимулирования познавательной активности к рассматриваемым объектам  я личным примером вызываю у детей интерес, сопереживание, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде.

При  организации  наблюдений, соблюдаю последовательность:

устанавливаем  факты;

формируем связи между частями объекта;

проводим сопоставления;

делаем  выводы и устанавливаем  связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Путем постановки проблемных вопросов привлекаю дошкольников к активным высказываниям собственного мнения. Главное эмоциональное стимулирование интереса к ярким образам природного окружения. Поддерживаю интерес  к ежедневным наблюдениям  путём  периодически сменяемостью объекта для непосредственного ознакомления. Наблюдения за явлениями природы животными, растениями, насекомыми и птицами сменяю  знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью — жизнью улицы. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки,  учу детей не только любоваться увиденным, но и делать выводы, понимать взаимозависимость природных объектов, заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Для успешного достижения поставленной цели  задействую специальные приемы, организующие активное восприятие детей: предлагаю обследовать, сравнивать объекты между собой, задаю  наводящие и провокационные вопросы, помогаю  устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. В наблюдения также  включаю  знакомство с художественной литературой и систематически использую  дидактические и подвижные игры.

Использую экспериментирование, как метод познания и ознакомления с окружающим миром. Этот метод имеет большое значение  для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции.   Организую экспериментирование на прогулке с целью формирования  наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью, что способствует  воспитанию понимания причин происходящих явлений.  Провожу игры-исследования:  «Как увидеть воздух», «Воздух-невидимка», целью которых является познакомить детей со свойствами воздуха и его значением в жизни всего живого. Игры-эксперименты «Свет вокруг нас», «Волшебные лучи» - помогают воспитанникам определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру;  «Круговорот воды» расширяет знания детей о значении чистой воды, её свойствах и  состояниях.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Систематическое использование в ходе педагогической деятельности наблюдений, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.  Прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему

Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....

Развитие познавательного интереса к окружающему миру

Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса к окружающему миру»...

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»

Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....

Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру.

Организация прогулкис целью развития познавательного интереса к окружающему миру....