Аналитическая записка 2021 - 2022 уч. гг.
статья (младшая группа)

Кузьмина Раиса Витальевна

Анализ работы по проектной технологии  в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska_2021-_2022_1.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных действий дошкольников через проектную деятельность

     В соответствии с ФГОС ДО  образовательный  процесс в ДОУ ориентирован  на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Познавательное развитие предполагает познавательную активность, которую нужно поддерживать, опираться на познавательный интерес детей.

     Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах  Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной, я пришла к выводу: проектно - исследовательская практика – один из основных путей развития познавательной активности дошкольников.

     Цель моей работы: организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. А реализация проекта обеспечивается за счет таких форм работы как: экспериментирование, исследование, коллекционирование.

     Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире;
  • формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • активизировать мыслительные процессы сравнения и классификации, обобщения, обогащать память;
  • развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка;
  • воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы;
  • повысить компетенции родительской общественности в области познавательного развития дошкольников.  

     Считаю, что особую значимость в развитии детской активности имеет насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка и создает оптимальные условия для этого. Конструируя  предметно-развивающую среду группы, учитывала  критерий продуктивности использования.

     РППС моей группы

  • положительно влияет на эмоциональное состояние, так как ведущая роль предоставлена игровой деятельности;
  • помогает детям познавать окружающий мир, то есть способствует развитию анализаторов, подсказывает способы обследования и действий;
  • дает возможность заниматься самостоятельной деятельностью;
  • доступна и безопасна;

        имеет достаточное  пространство для удовлетворения потребности в двигательной активности.

        Выделила зоны  для разного рода видов активности: рабочую,  активную, спокойную. Оформила несколько  центров для разных видов деятельности.

        Центр здоровья.

     Продолжать работу по укреплению здоровья, совершенствовать основные движения, развивать двигательную активность детей,  воспитывать гигиенические привычки:  ростомер,  массажные коврики, фотографии и иллюстрации с видами спорта,  картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; картотеки гимнастики; пособия  для проведения утренней гимнастики;  спортивный инвентарь.

     Центр конструирования.

     Развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по собственному замыслу,  формирование мыслительных операций:

модели,  картинки различных построек, иллюстрации  мостов, улиц и т. п.;

наборы конструкторов: крупногабаритный,  конструктор типа «лего»,  магнитный;разнообразные мозаики и   пазлы; транспорт; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;  игрушки для обыгрывания построек.

Центр сюжетно – ролевых игр  «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»

     Развитие творческого воображения, фантазии;  воспитание коммуникативных навыков; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения: атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( фартучки, шапочки, халаты и др.);  наборы  игрушек и предметов,  отображающие социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, фигурки животных; предметы-заместители; набор для парикмахерской и больницы, игровой материал для игры «Магазин».

Центр развивающих игр

     Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

     Уголок книги.

 Освоение родного языка; воспитание духовной культуры родного края:

детские книги по программе;  любимые книги детей;  сезонная литература;

тематические альбомы; портреты детских писателей; полочка для книг;

 магнитофон, диски с записью литературных произведений;  телевизор;

лепбук «Моя любимая сказка»;  магнитная доска и сказки на магнитах.

     Речевой центр.

        Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики; обогащение словаря, совершенствование звуковосприятия; формирование культуры речевого общения в детском коллективе; укрепление дружеских отношений внутри группы: зона сенсорики:  пирамидки,  вкладыши, сортер; прищепки с дисками; клубочки для наматывания; игровые наборы для развития речевого дыхания: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики; зеркало, столик, стульчики; альбомы «Эмоции», «Настроение»; картотека речевых игр и упражнений;

главный персонаж ворона  Каркуша; лепбук  «Где моя мамочка?»; дидактические и настольные игры.

     Театрально – музыкальный  центр.

    Развитие  монологической и диалогической речи; совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя, формирование социальных навыков поведения:  фланелеграф;  различные виды театра:  театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.),  театр игрушек («Репка», «Курочка Ряба»), «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;

- костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок, а так же имитационных и хороводных игр;

- малая ширма для настольного театра; большая многофункциональная ширма (для театрализованной деятельности, сюжетно – ролевых игр);

- аудиозаписи музыкальных произведений; музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан, маракасы, металлофон и др.;лепбук о театре.

     Центр изобразительной деятельности.

     Формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности,  самостоятельности, активности: гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, кисти;  бумага разного формата и текстуры, формы для раскрашивания;  материалы для лепки, аппликации  и др.; изделия декоративно-прикладного, народного искусства и др.

     Центр экспериментирования.

     Формирование  первичных естественнонаучных представлений; развития познавательной активности и любознательности:  блок  "Опыты и эксперименты" (трубочки, стаканчики, песочные часы, лупы, магниты, поролоновые губки, лейки, ситечки, совочки, вата, пипетки, ватные палочки, ёмкости для воды и песка и др.);  коллекции природных материалов (ракушек, камней, семян растений, шишек, листьев и др.);  дидактические игры и картотеки;  игровой персонаж  Самоделкин; календарь природы, энциклопедии; растения; аквариум с рыбками и предметы ухода за ними.

Уголок уединения.

Помощь ребенку в создание “своего” личного пространства: книги по интересам; семейные фотоальбомы; игрушки.

Оснащение центров периодически сменяется: добавляю новый материал для творчества, обновляю детские демонстрационные работы, элементы оформления. А также в центрах создаю условия для индивидуальных (например, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (дидактические игры). И учитываю гендерный  принцип: в моей группе больше мальчиков.

      Понятие «познавательная активность» предполагает стремление ребенка к познавательной деятельности.  Поэтому в своей работе  с детьми придерживалась следующих принципов:

1. Принцип научности (подкрепление научно-обоснованными и  апробированными методиками)

2. Принцип доступности (обучения  на адекватных возрасту формах работы с детьми)

3. Принцип систематичности и последовательности (единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач)

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.

5. Принцип активного обучения (дети узнают новое путем решения доступных проблемных задач).

     Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль в процессе реализации проекта была скорее наблюдательной. Тем не менее, старалась организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать свои идеи.

     Календарно – тематическое планирование по неделям способствовало правильной организации проектной деятельности. Темы недели я определяю в соответствии с ОП ДОУ, которые включены в тематическое планирование РП группы. Планирование соответствует календарным праздникам, лексическим темам, экологическому направлению работы дошкольного учреждения и группы в частности. В зависимости от темы и поставленных задач  проекты были познавательными, исследовательскими и творческими.

     Наши проекты мы старались выполнять  поэтапно. На первом этапе я знакомила детей с проблемной  ситуацией,  в ходе которой подводила их к ознакомлению с темой и предстоящими  задачами. На втором этапе мы совместно находили  ответы на поставленные вопросы. На третьем этапе  учились презентовать результаты. И затем, по возможности, использовали эти результаты  в предметно – развивающей среде нашей группы.

     Темы недель были мини -  проектами, в которых мы с  детьми узнавали  что-то новое, неизведанное. Эти темы для малышей я называла сама: «Игрушки», «Домашние обитатели», «Мой любимый папа», «Неделя детской книги»,  «Лесные жители», «Весна красна» и другие.

     Представлю некоторые из проектов.

     Познавательно - исследовательский долгосрочный проект «Покормите птиц зимой!»: формирование доброжелательного отношения  к птицам; воспитание эмоциональной отзывчивости при общении с ними, расширение знаний детей о птицах, их значении для человека, обогащение словаря детей. Дети наблюдали за зимующими птицами на участке, заучивали стихи, раскрашивали картинки, выполняли аппликации, лепили птиц из пластилина. Родители изготовили домики и кормушки для птиц, приобрели корм. Подобраны иллюстрации для альбома о птицах.

          Краткосрочный информационно -  познавательный проект  «Мой любимый папа!»: расширение представлений о Российской армии, формирование гендерных представлений.  Дети слушали рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину; готовили с родителями стихи для праздничного утренника, выполнили поздравительные открытки папам. В группе оформлен семейный фотоальбом.

          Краткосрочный  познавательный творческий  проект  «Книги – лучшие друзья»:  формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы, развитие  элементов  творчества  в разных видах  деятельности (игровой, продуктивной, в общении), воспитание  умений  слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции. Заинтересовать родителей в активном ознакомлении ребенка с литературой. Ребята познакомились с русскими народными сказками и потешками, а так же  с творчеством К. И. Чуковского, участвовали в драматизации сказки «Колобок» и развлечении «Вечер стихов и загадок». С помощью родителей в группе была оформлена выставка «Наши любимые книги », эти книги пополнили нашу библиотеку.

     Среднесрочный познавательно-исследовательский проект «Наши маленькие друзья»: расширить представления о домашних животных (собака, кошка, хомяк, аквариумные рыбки), а также познакомить с правилами ухода за ними, воспитывать заботливое, бережное отношения к животным. Ребята наблюдали  за кошкой, собакой (дома), заучивали дома и в детском саду  стихи, потешки, рисовали  «следы», «клубочек для киски», придумывали «Домик для рыбок»,  лепили  «Угощение для щенка», конструировали из кубиков  «Будка для собаки».  У детей активизировался интерес к представителям животного мира. Один из результатов проекта – аквариум с рыбками в нашей группе.

     Краткосрочный информационно -  познавательный проект  «Всем знакомые насекомые»: формирование реалистических  представлений об окружающей нас природе,  воспитание желания стать беречь ее; обогащение  элементарных представлений о насекомых, их строении, способах передвижения; формирование  навыков исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми смотрели видео фильмы о насекомых. Игровая среда пополнилась новыми игрушками – насекомыми, а также предметами для наблюдения (лупы, пинцеты и др.).

           Познавательно - исследовательский долгосрочный проект «Огород на окне»: расширение представлений детей о труде, о значении труда в жизни людей; систематизация знаний о процессе посадки лука, обучение умениям определять последовательность трудовых действий, формирование практических навыков посадки растений. Дети рассматривали, сравнивали луковицы, обговаривали с воспитателем порядок действий, учились подбирать необходимое оборудование, наблюдали за ростом растений, поливали посадки, обедали  с зеленым луком. Родителям представлен фоторепортаж. Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей.

     Проектная деятельность  проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические, подвижные  и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.

     Активными помощниками в работе над проектами стали родители. В ходе выполнения проекта родители  выступали одновременно в нескольких ролях: консультировали, решали оперативные вопросы, помогали в предварительной оценке проекта. Они помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, совместных творческих работ с детьми для участия в выставках и конкурсах. Многие семьи активно участвовали в проектной деятельности.

     Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста.     Прежде всего, в ходе нашей  работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Выполняя проект, дети учились  публичному изложению своих мыслей, приобрели важные социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться   не только собственными мотивами, но и установленными нормами.

      При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению творческих работ.

     В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась новым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Через родительские уголки, ЭОР предлагала практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Подготовила серию видеоконсультаций по работе с блоками Дьенеша с детьми  младщей группы, о заучивании стихов с помощью мнемотаблиц, об использовании пальчиковых игр для развития речи. Представила образцы экспериментов с детьми дома. Проектный метод позволил  взрослым и детям не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результаты совместного труда, способствовал эмоциональному сближению в процессе совместной деятельности.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Аналитический отчет 2021-2022 учебный год".

Аналитический отчет за 2021-2022учебный год в младшей группе "Березоньки"....

Аналитический отчет 2021-2022 учебный год в группе раннего возраста

Отчет о проделанной работе за 2021- 2022 учебный год. воспитателя  группы раннего возраста «Рябинка» Петрачук Ольги Михайловны....

Аналитическая справка 2021-2022

Аналитическая справка...

аналитический отчет 2021-2022

аналитический отчет...

Аналитический отчет 2021-2022

Аналитический отчет 2021-2022...

Аналитический отчет 2021-2022 г.

Аналитический отчетза 2021-2022 учебный год(средняя группа № 3 "Фантазёры")...

Аналитический отчет 2021-2022 учебный год

Аналитический отчет 2021-2022 учебный год...