Проект "То рябина..., то береза средняя группа
проект (средняя группа)

Губина Наталья Владимировна

познавательно - исследовательский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_to_bereza._to_ryabina_srednyaya_gruppa.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

.

Проект

«То березка, то рябина…»

средняя группа

Руководитель проекта:

воспитатель группы №11

Маклакова Н.М.

2021 год

Содержание.

Участники проекта: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Тип проекта: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сроки реализации проекта: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Проблема проекта:

Актуальность проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Возрастные особенности:

Планируемый результат:

Принципы и подходы к реализации проекта:

Формы и методы работы:

Итоговый продукт:

Этапы реализации проекта

  1. подготовительный (организационный)
  2. содержательный (практический)
  3. заключительный (презентативный) – Защита проекта

Риски и пути преодоления

Перспективы развития проекта

Резусное обеспечение проекта

Информационные ресурсы

Учебно-методические ресурсы

Литература

Участники проекта: дети средней группы №11, воспитатель, родители

 Тип проекта: познавательно - исследовательский 

 Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. – май 2022г.

 Проблема проекта: Недостаточность знаний у детей о деревьях, о их значении в жизни человека.

 Актуальность проекта: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста довольно обширная и сложная тема. Направлений для работы в ней очень и очень много. В нашем детском саду экологическое воспитание является приоритетным видом деятельности. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы работа по данному направлению была интересной, разнообразной, соответствовала действующему стандарту, а также возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. Поэтому в рамках регионального компонента был разработан экологический проект «То березка, то рябина…».

Почему именно деревья?

Во-первых, деревья окружают нас постоянно. На территории нашего детского сада растет много деревьев. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. 

Во-вторых, дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

В-третьих, деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. 

В-четвертых, деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить их друзьями. 

Цель проекта: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев.

Задачи проекта: 

1. Формировать у детей элементарные представления о жизни деревьев, их строении, роли в жизни человека

2. Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

 3.Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года

4.Развивать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе, развивать интерес к окружающему миру.

 5. Привлечь родителей к оформлению фотовыставке «Деревья» для воспитания экологической и творческой культуры в семье.

Возрастные особенности:

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются  довольно высокой возбудимостью. Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку  восстановить силы и успокоиться.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.

Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).

Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх – сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Значительное время отводится для игр по выбору детей.             

Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду. Примечательной особенностью детей является фантазирование.

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не индивидуальность ,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Планируемый результат:

для детей.

  1. Дети к завершению проекта  познакомятся  с новой информацией о деревьях своего края, их строении, значении в жизни человека;
  2. Сформируется бережное отношение к деревьям
  3. Узнают, какую пользу, приносят деревья людям  животным и птицам.
  4. Пополнится словарный запас детей о деревьях.
  5. Смогут изображать деревья своего края с помощью различных приемов (рисование, пластинография), передавать свои впечатления.

для родителей

 Оформят фотовыставку поделок из природного материала

Принципы и подходы к реализации проекта:

  • Системность – предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  • Личностно – ориентированный подход – предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями.
  • Интеграция – воспитательно – образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
  • Игровой – заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.
  • Целесообразность – предусматривает необходимость и достаточность наполнения предметно развевающей среды, а так же обеспечить возможность самовыражения детей, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Мобильность – предлагает постоянное изучение, исследование анализ и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
  • Доступность – заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся уровню их развития.

Формы и методы реализации проекта:

В работе с детьми:

а) беседы

б) целевые прогулки

в) дидактические игры

г) рассматривание картинного материала

д) наблюдения

е) трудовая деятельность

и) продуктивная художественная деятельность        

- рассматривание открыток

- рисование

- аппликация

- лепка

ж) подвижные игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

з) чтение художественной литературы

В работе с родителями:
Консультации, рекомендации
Совместное творчество родителей с детьми из природного материала

Итоговый продукт:

Оформление выставки поделок из природного материала.

Этапы реализации  проекта:

1 этап – подготовительный

- Постановка цели и задач проекта.

- Беседы с детьми, для выявления знаний о деревьях.

- Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, картинного материала.

- Чтение художественной литературы по теме. И. Бунина «Листопад» (отрывок) И. Бунина; «Дуб и орешник» Л.Н. Толстого; «По лесным тропинкам» Е. Трутнева; «Осень на пороге» Н. Сладкова; «Осень» А. Пушкина; «Сказка про маленький дубок» С. Прокофьевой; «Четыре желания» К. Ушинского

  - Предварительная работа с детьми и их родителями.

 - Привлечение родителей к книжной выставке произведений об осени, зиме, лето, весне.

2  этап – содержательный  

Познавательное развитие:

– беседы: «Осень», «Почему листья опадают?», «Как деревья готовятся к зиме?», «Знакомство с профессией дворника» .

- Дидактические игры  «Чей лист?»,  «С какой ветки детки?»,  «Найди лист», «Какая, какой, какое?», «Что лишнее?» (дуб, клён, берёза, смородина), «Собери и назови» (разрезные картинки «Деревья»)

Исследовательская деятельность:  

- засушить понравившиеся листья

-отпечатать жилки листьев

  Речевое развитие:        

- загадывание загадок, рассматривание открыток, фото.

 Социально-коммуникативное развитие:

 - Целевая прогулка. «Как изменяется цвет листвы»

- Экскурсия по участку детского сада  - Трудовые поручения на прогулке

Труд  (Сгребание листвы на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине. Сбор листьев для гербария и поделок )

- безопасность (беседы с детьми «Почему могут быть опасны засохшие деревья? «Почему опасно бегать с палками?») 

 Физическое развитие: 

- Физкультминутки «Листочки»,  «Мы листики осенние», «Листопад», «Листья и ветер»

- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Будем листья собирать»,

«Осень»

- Подвижные игры «У медведя во бору», «Такой листок - лети ко мне»,  «Осень в гости к нам пришла»,

Художественно-эстетическое развитие:

- Прослушивание вивальде времена года

- рисование: «Осеннее дерево» 

    - Лепка «Угощение для птичек», «Друзья для кленового листочка»

    - Аппликация « Осенний букет»

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»»;

- помощь в подборе книг, иллюстраций по данной теме;

-  помощь в создании выставки поделок   из осенних листьев, ягод.

3 этап -  заключительный

 Организация выставки поделок из осенних листьев «Очарование осени» - совместных работ детей и взрослых;

Риски:

На начальном этапе проекта не большая заинтересованность  детей данной темой проекта.

Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.

Пути преодоления риска:

Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приѐмы.

Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат бережного отношения к природе.

Перспективы развития проекта

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодого саженца  рябины  на территории участка нашей группы  и уход за ней.

Ресурсное обеспечение проекта:

компьютер

фотоаппарат

принтер

Учебно - методическое обеспечение:

 хрестоматии;

 раскраски;

 наглядные и раздаточные материалы;

 Художественные  произведения;

фотоальбомы,

Дидактические  игры,

материал для художественного творчества (картон, клей, цветная бумага, краски, кисти, альбомные листы и т.д.)

Литература.

Программа «От рождения до школы» /Под ред. М.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. – М, 2015

Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в д.с.»

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по художественному конструированию "Мишка на березе" (2 младшая-средняя группа)

Данное занятие является моей итоговой работой в  прохождении дистанционных курсов в Педагогическом университете "1 сентября" по теме " Художественное конструирование как развивающий вид образоват...

Рисование с использованием технологии ТРИЗ «Кисть рябины» с детьми средней группы

ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ РОДИТЕЛЮ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ КИСТЬ РЯБИНЫ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ...

Конспект прогулки "Наблюдение за березой" средняя группа

Формирование знаний об отличительных особенностях березы. Воспитание бережного отношения к деревьям....

Конспект НОД «Ветка рябины» (нетрадиционная аппликация) (средняя группа)

Цель: Развивать творческие способности детей.Задачи:Учить скатывать шарики из салфеток, располагать детали в определенном порядке, развивать композиционные умения, продолжать восп...

Конспект занятия по рисованию с использованием технологии ТРИЗ «Кисть рябины» с детьми средней группы

Цель: выполнить рисунок в нетрадиционной технике рисования.Задачи:Образовательные:• Продолжать учить детей рисовать, кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по вы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации на тему:"Ветка рябины" для детей средней группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации на тему:"Ветка рябины" для детей средней группы...