«Мое генеалогическое древо»
проект (старшая группа)

Систематизация знаний семьи о своей родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_genealogicheskoe_drevo.docx68.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Исследовательско  творческий проект

в старшей группе совместно с детьми и родителями

«Мое генеалогическое древо»

Подготовила: воспитатель Кузьменкова А.А.

2022

Продолжительность проекта: – краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников и воспитатели.

План реализации проекта

Это вся моя семья:

Мама, папа, брат и я.

Мама варит и стирает.

Папа гвозди забивает.

          Ну а брат мой ходит в школу,

          И учиться очень рад.

          Я с игрушками играю,

          Посещаю детский сад.

Любим вместе мы на кухне

Обсудить наши дела.

Потому, что у меня

        Очень дружная семья

Актуальность темы проекта:

    Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

    Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

    Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

 Проблема:

    Не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью. Знание своего генеалогического древа поможет  детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях. 

Цель: Систематизация знаний семьи о своей родословной.

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с родословной своей семьи.

 Создание генеалогического древа семьи.

  Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

 Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

 Дать понятие о русских семейных традициях, семье, о распределении семейных обязанностей.

 Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

 Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

 1 этап: подготовительный

1.Определение цели и задач проекта.

2.Ознакомление детей и родителей с целью проекта.

3.Создание необходимых условий для реализации проекта.

4.Сбор информации о генеалогическом древе.

 2 этап: основной

1. Консультации для родителей «История моей семьи».

 2.Чтение художественной литературы по теме «Моя семья».

«Синяя чашка»  М. Матвеева.  «Теплый хлеб» К. Паустовский.  «Сказка об умном мышонке»  С. Маршак.  «Цветик - семицветик».  Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла»  Д. Родари.  «Мамина дочка»   В. Белов.  «Косточка»  К. Ушинский.  «Старый дед и внучек» Л. Толстой. «Как  Вовка бабушек выручил» А. Барто; пословицы и поговорки о семье.

3.Проведение образовательной деятельности по теме: «Что такое генеалогическое древо?».    Рисование «Моя семья».

4.Проведение бесед по  данной теме «Моя семья».

5.Рассказы детей «Моя семья».

6.Беседы:  «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» помогут сформировать представление о  роде и  родословии, о происхождении фамилии.

 3 этап: заключительный

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Выставка «Генеалогическое древо моей семьи»

Изготовление альбома: «Тайна имени»

Обобщение материала по реализации проекта.

 Ожидаемый результат:

    В результате работы над проектом у детей расширятся представления о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформируются представления о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомятся с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо.

   Так же в ходе проекта развиваются творческие и исследовательские способности детей. Дети приобретут навыки поиска и сбора информации, приобретут умения анализировать и презентовать свои работы.  Все это будет способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

 Литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

Приложение:

https://documents.infourok.ru/a934a9f8-7867-4f90-8c1e-13fa3683d541/0/image002.jpg

1.      Консультация для родителей «История моей семьи»

    Как знакомить детей с семьёй, какие вопросы задавать детям.

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни, в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

     Под руководством взрослых дети с интересом будут собирают фотографии своих близких, внимательно слушать и запоминать воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старайтесь проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливайте совместные работы с детьми

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Что ты можешь рассказать о себе?

Кто входит в твою семью?

Что ты знаешь о своём брате, сестре?

Назови имена своих родственников?

Какие праздники проводятся в твоей семье?

 

В результате, чтобы ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д…  Ребёнок с удовольствием расскажет в группе,  о жизни семьи и внимательно слушать аналогичные рассказы товарищей. Историю своей семьи оформите в виде самодельной книжки.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии.

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода.

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи.

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в нашем посёлке.

2. Конспект образовательной деятельности

«Что такое генеалогическое древо?»

 

Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать элементарные представления о том, что такое род и  родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и уважение к членам семьи.

Задачи:

1.      Формировать представление о мире  семьи, как о людях живущих вместе.

2.      Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

3.      Воспитывать желание заботится о  близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: род, родословие, генеалогическое древо.

Материал:  набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо.

Ход занятия:

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

(М. Шварц)

    Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Демонстрируют чувственное восприятие к стихотворению.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

Правильно ребята семья.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

 Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
   В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. 
Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

    Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

    Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

  Дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи.

  Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая фамилия.

  Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Дидактическая игра «Назови отчество».

    Педагог обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

    Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр — Александровна — Александрович;

Олег — Олеговна — Олегович;

Иван — Ивановна — Иванович;

Василий — Васильевна — Васильевич.

    Далее педагог беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Физминутка
"Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель читает предложения. В некоторые закралась ошибка и её нужно исправить.

-Внук старше дедушки

-Сын старше сестры

-Бабушка моложе внучки

-Папа младше сына

-Мама старше дочки

-Дедушка в семье самый молодой

- Бабушка в семье самая старшая

Дети внимательно слушают, услышав ошибку, поднимают руку и исправляют её. Находят ошибки в предложениях, высказывают своё мнение.

Эмоционально реагируют.

Пальчиковая гимнастика «Десять внучат»

У нашей бабушки (руки сжимают в кулаки)

десять внучат (разжимают кулаки и показывают десять пальцев)

Две Акульки сопят в люльке (шевелят мизинцами)

Две Аринки спят на перинке (шевелят безымянными)

Две Алёнки глядят из пелёнки (шевелят средними)

Два Ивана на лавках сидят (шевелят указательными)

Два Степана учиться хотят (шевелят большими)

Десять внуков (показывают все десять пальцев)

А бабушка одна. (прижимают ладони к груди)

Проявляют эмоциональный отклик.

Согласовывают движения со словами.

Успокаиваются, готовы к выполнению следующего задания.

 

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.

Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей,
мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.

Дидактическая игра «Генеалогическое древо»

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной

До утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы…

(Г. Дядина)

Ребята, хочу вам предложить дома с мамами и папами «вырастить» свое собственное генеалогическое древо, и мы с вами устроим выставку наших работ. Некоторые ребята уже сделали свои древа, давайте мы рассмотрим их и послушаем рассказы о их семье.

Дети рассказывают с небольшой помощью взрослого. Итог..https://documents.infourok.ru/a934a9f8-7867-4f90-8c1e-13fa3683d541/0/image003.jpg

 

 

 

       Конспект занятия по рисованию в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, живущих вместе, проявляющих друг о друге заботу.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Учить рисовать характерные черты внешности.

Воспитывать положительные родственные отношения, выражая свои чувства в рисунке.

Задачи:  Побуждать называть имена, отчества членов семьи.

Воспитывать культуру общения; обогащать духовный мир детей.

Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно,

последовательно,  грамотно; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей, уточняя понятия «родня», «генеалогическое древо».

Предварительная работа: Составление рассказов о своей семье, чтение и

заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, рисование портрета мамы.

Материал: альбомные листы, краски, кисти, салфетки, цветные карандаши,

восковые мелки, простые карандаши. Презентация.

Ход:

1 часть – вступительная.

Загадка: Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули,

Папа, мамочка и я

Это вся моя… (семья)

Воспитатель: - догадались ли вы, о чем мы сегодня поговорим?

(ответы детей)

Воспитатель: - что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: - Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг

друга, заботятся друг о друге. Какой  должна быть семья? (ответы

детей)

Воспитатель: - Семья должна учить любить! Жалеть и вежливыми быть!

Отгадайте загадки о членах семьи:

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо –

Всех милее наша… (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить.

И подскажет как быть смелым,

Ловким, сильным и умелым.

Все вы знаете ребята,

Это наш любимый… (папа)

ФИЗМИНУТКА

«Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать. (руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Кошка Мурка, два котенка. (присесть, постучать пальцами по полу)

Мой щегол, сверчок и я – (прыжки)

Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки)

2 часть – практическая.

Посмотрит,  как рисовали свою семью другие дети.

 (показ картинок с нарисованными семьями)

Дети самостоятельно выбирают материал для рисования и рисуют. В

процессе  рисования помогать тем, кто затрудняется – располагать изображения на листе, определить последовательность рисования изображений.

3 часть – заключительная.

После того как дети заканчивают выполнять свои работы, все рисунки

поместить на стенд, рассмотреть, вместе с детьми выбрать самые интересные и предложить авторам рассказать о том, что и кто изображены.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник. Семейные даты –

Подарки, покупки, приятные траты.

 Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! семья – это сложно,

Но, счастливо жить без семьи – невозможно!

      Пословицы и поговорки.

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Жизнь родителей в детях.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Где любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

 

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в facebookподелиться в майлру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе " ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ"

занятие по развитию речи,знакомит с историей своей семьи её традициях, так же знакомим с бытом древних славян их бытом и жизненым укладом....

Генеалогическое древо семьи

Папка-передвижка на тему "Семья"...

Наш проект "Моя семья", "Генеалогическое древо". Работа с родителями.

Наш проект "Моя семья ", "Генеалогическое древо ". Работа с родителями.Проект «Моя семья».«Генеалогическое древо».Задачи проекта:-формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут ...

Проект "Генеалогическое древо"

Мною составлен и апробирован проект "Генеалогическое древо", созданный совместно с родителями. Работа строилась в несколько этапов, на каждом из которых главной задачей было - воспитывать уважение и г...

Проектная деятельность воспитанников и родителей "Моя родословная. Создание генеалогического древа"

«Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, сво...

Конспект совместного досуга с родителями "Моё генеалогическое древо"

Мероприятие проводилось с родителями и воспитанниками группы. Из ткани изготавливали родовое древо, оформленное в рамку. В дальнейшем эта поделка родителям послужила украшением интерьера их квартиры....

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе...