Доклад из опыта работы «Экономическая игра, как продукт современных условий жизни дошкольников»
материал

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_ekonom_igra_sergeeva.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ручеек» г. Смоленска

Доклад

из опыта работы

 «Экономическая игра, как продукт современных условий жизни дошкольников»


В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.                              Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью. Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.  В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:                                                                                      – реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;                                                                                – организация развивающей предметно-пространственной среды;                                                                       – целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.                                                                                                                В нашей практике мы пользуемся сборником «Играем вместе» Л. Стахович, Е. Семенкова, Л. Рыжановская. Он содержит описание игровых занятий, направленных на формирование азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.                                                                                                 Например, игровое занятие-соревнование «Мои домашние обязанности». Его цель: формировать у дошкольников представление о том, что трудиться - значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, домашних питомцев и пр.; любой труд – это хорошо.                                          В игровом занятии – обсуждении «Вот так заработали!» целью является вводить в активный словарь дошкольников слово заработать, формировать умение строить версии, видеть проблемные ситуации, развивать у детей смекалку, обогащать их жизненный опыт.                                                                        Игра – спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар» преследует цель формировать у детей представление о том, что в результате труда создаются  продукты труда, которые могут быть использованы как для собственных нужд, так и для продажи другим людям.                                                                                                     Ролевая игра  «Нарисуем деньги для нашей группы». Ее цель – формировать у детей представление о том, где и как изготавливаются деньги.                                  Очень интересное игровое занятие – обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь» формирует представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.                                    Игра «Где что купить?» В ней формируется представление о том, где следует покупать нужные товары, развивается навык разумных трат, жизни по средствам.                                                                                                                                 В игре «Дорого – дешево, выгодно – невыгодно» формируются навыки осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.                                 В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).                                                                                                                          Так же в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников применяется лэпбук «Юные экономисты». Здесь есть история возникновения денег с рисунками; книги с элементами экономики; раскраски по теме; деловая игра «Семейный бюджет»; дидактическая игра «Что можно и нельзя купить»; игра «Профессии»; образцы денежных знаков разных стран. Все это в комплексе дает детям базовые знания в области финансов, умения правильно обращаться с ними, высказывать своем мнение.                        Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др.), проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).  Итак, в ходе организации занятий, бесед, игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольники получают необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), у них формируется экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить детей с экономической деятельностью....

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....

Сообщение из опыта работы «Экономическая игра, как продукт современных условий жизни дошкольников"

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. В современ...

Статья "Проектный метод в современных условиях образования дошкольников"

Использование проектного метода в современных условиях образования....

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...