Отчёт по самообразованию по теме "Экологическое воспитание дошкольников"
учебно-методический материал

Агатова Вера Васильевна

Экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание создавать, а не разрушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx475.7 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме
«Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитателя Агатовой Веры Васильевны

2022уч. год.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f39/00112638-a11bfa39/img13.jpg

В 2021-2022 учебном году я  работала  по теме «Экологическое воспитание дошкольников».

 Целью является

формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста;

В рамках данной цели, я поставила ряд задач, которые реализовала в работе с детьми во всех видах деятельности.

Задачи:

1. Обогащать знания детей о характерных особенностях времен года.

2. Расширять представления детей о животном мире (домашних, диких животных и птицах).

3. Формировать представления о растительном мире ближайшего окружения (деревья, цветы, комнатные растения).

4. Развивать любознательность, интерес к объектам живой и неживой природы, желание экспериментировать.

5. Воспитывать у детей эмоционально положительное, бережное отношение к объектам живой природы.

Мною на начало учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам.

В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные. Хочется более подробно остановиться на некоторых из них. В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Организованная  образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, эвристических бесед, игры с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.

Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.

Беседы проводились с детьми на самые разные темы. В основном беседы были связаны со сменой сезонов и сезонными изменениями. Так, например, осенью провела беседы с детьми на тему «Овощи и фрукты –лучшие продукты». В ходе, которых закрепляла у детей понятия «овощи», «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов (картофель, огурец, помидор, свекла, лук, яблоки, сливы, груши), воспитывала у детей уважение к труду взрослых.

В беседе с детьми на тему «Что такое лес?» обогащала представления детей о лесе, его обитателях. Старалась сформировать интерес к окружающему миру природы.

Беседа поискового характера «Зима - хорошо или плохо?» учила детей видеть разные стороны, одного и того же объекта. Обогащала их словарь, способствовала развитию фантазии.

Беседа с детьми на тему «Зимующие птицы» способствовала обогащению представлений детей о зимующих птицах, особенностях внешнего вида и поведения, питания, выведения потомства.

Закрепляла знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной.

Упражняла детей в умении классифицировать птиц, узнавать и правильно называть насекомых.

Развивать логическое мышление, память, внимание. Формировать умение работать в коллективе.

На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира. Были запланированы и проведены циклы наблюдений:

- за цветущими травянистыми растениями участка («Растут ли цветы на нашем участке?», «Все цветы разные», «Что бывает на растениях после цветов?», «Красивые цветы можно поставить в вазу»; - за елью («Как узнать ель?», «Какая ель?», «Сравним живую и игрушечную ель», «Поможем нашей елочке», «Что находится в шишках ели?»); - за птицами зимой («Какие птицы прилетают на участок?», «Какая ворона и какой воробей?», «Какие птицы кормятся на кормушке?», «Птичьи следы на снегу»; - за мать-и-мачехой («В каких местах растет мать - и - мачеха?», «Какие листья у мать - и - мачехи?», «Что бывает после цветов?»).

Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала художественное слово (стихи, загадки).

 Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги наших писателей – натуралистов, произведения которых я использую в своей работе. В нашей группе очень большая подборка книг таких авторов как В.Бианки, Г. Скребицкий, Е. Чарушин, Н. Сладков, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин и других.

В своей педагогической деятельности я активно пополняю предметно- развивающую среду.

На протяжении всего учебного года в ходе режимных моментов, в процессе НОД организовывала с детьми рассматривание сюжетных картинок о временах года, о зимующих птицах. Доля этого использовала имеющиеся наборы сюжетных картинок, а также тематические альбомы . Дети с большим интересом рассматривают данные альбомы, что способствует расширению кругозора, обогащению словаря, формированию интереса и бережного отношения к объектам природы.

В наше время, век современных информационных технологий, дети с интересом и большим желанием получают информацию из познавательных мультфильмов, телевизионных передач, видео презентаций. Поэтому, стараясь идти в ногу со временем и исходя из интересов детей, я стараюсь использовать эти технологии в своей работе с детьми. Я продолжаю пополнять коллекцию видео презентаций природоведческого характера и использовать их как в образовательной деятельности.

Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. У детей среднего дошкольного возраста изменяется содержание общения со взрослыми и сверстниками, у детей появляются постоянные партнеры по играм. Дети самостоятельно организовывают и проводят настольные, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные и другие виды игр.

Например: «Узнай по описанию», «Что где растет?», «Я знаю…», «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Съедобное – не съедобное», «Летает – не летает» и другие. Экспериментирование один, из наиболее привлекательных для детей видов деятельности. Детям всегда интересно, что- либо потрогать, рассмотреть, понюхать, в общем, исследовать со всех сторон. В процессе опытнической деятельности дети расширяли представления о свойствах воды, воздуха, песка.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями проводила постепенно и непрерывно.

Информацию экологического содержания родители получали как в наглядной форме (консультации,  буклеты),  в ходе индивидуальных бесед, в онлайн-режиме.

Родители в текущем учебном году принимали участие в:

- выставке поделок из природного материала «Осенняя фантазия»;

- акции «Помогите птицам зимой!».

- конкурс рисунков «Эколята –дошколята»

На протяжении всего учебного года изучала инновационные технологии по обучению детей экологическому воспитанию.

Пополняла эколого-развивающую среду (уголок «Эколята –дошколята»).

Приняла участие  во Всероссийском конкурсе рисунков «Берегите природу»

Работу по экологическому воспитанию детей буду продолжать и в следующем учебном году.  Так как считаю, что экологическое образование является приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание»

Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе....

Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность....

Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...

Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

Отчёт по самообразованию на тему: "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста по средствам русской народной сказки"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они л...

Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они л...